Савиново Горит, но не сдается

Поселок Савиново — горячая точка в прямом и переносном смысле. Горят пустующие дома, и полыхают страсти между немногочисленными уже жителями Савиново и теми, кто обязан предоставить им новые квартиры.

— Представьте, вчера в пять вечера иду я по улице и вдруг вижу — одновременно загорелось сразу три дома, ну это же не случайность! — рассказывает местная жительница Гузалия Кудыгалова.

— Наши дома, слава Богу, не поджигают, — уточняет Сергей Архипов. — Но вот, к примеру, три дня назад вспыхнула пустующая хибара, расположенная впритык к нашему деревянному дому и дому Зайцевых. Если бы мы вовремя не спохватились, все бы взлетели на воздух!

Мы разговариваем с жителями на улице Алтайской. По правую руку — пепелище, с левой стороны дымятся развалюхи. Кругом груды камней, досок, хлама. Кажется, это не жилой поселок, а место боевых действий. Савиновцы уверяют меня, что поджоги — дело рук тех, кто занимается их отселением. Сами бы они отсюда никуда не уехали, но по плану на месте деревянных построек должен вырасти новый микрорайон.

Суть проблемы в том, что переселяют савиновцев как трущобников, которые занимали государственное жилье. А они — собственники, у них добротные дома, масса дворовых построек, сады. В соответствии со 137-й статьей Жилищного кодекса РФ владельцы частной собственности имеют право требовать площадь не меньше той, что занимали ранее, а также компенсацию. Но их доводы татарстанский суд не убедили.

Зинаиде Зайцевой не выделяют дополнительную жилплощадь на дочь-инвалида — 32-летнюю Светлану. А Архиповым, в доме которых проживает три семьи, предоставляют двухкомнатную квартиру в Азино, причем на первом этаже, ее разменять-то не получится. Крепкий дом Кудыгаловых под 90 квадратных метров вдруг признали ветхим и по этой причине семье из трех человек предложили переехать в небольшую квартиру. Валерию Трутневу огромный дом предложили заменить на старую однокомнатную квартиру на Жилплощадке.

...Оставшиеся в осаде савиновцы ведут меня по разрушенному и сгоревшему поселку. В доме Хусаиновых-Фархутдиновых показывают стену, которая рухнула в полночь по причине интенсивного вбивания свай. Дом Михайловых — в болоте, и, чтобы напомнить о себе, они водрузили на крышу татарстанский флаг и написали: «Мы здесь живем!»

— А в суд мы ходим, как в театр, заранее знаем, как развернутся события, — говорят Кудыгаловы.

И все-таки и они, и Зайцевы, и Михайловы дошли до Верховного суда России. И ведь добились того, что решения Верховного суда РТ по иску горадминистрации о выселении приостановлены.

— Да жители Савиново сами дома поджигают, чтобы как погорельцам получить квартиры в первую очередь. Ведь так они смогут включить в сгоревшее жилье даже то, чего никогда у них в доме и не было, — убеждает меня главный инженер УКСа горадминистрации Наиль Каримов.

С ним согласен и заместитель начальника пожарной части № 48, обслуживающей Ново-Савиновский район, Александр Куропятник: дескать, многие в Савиново думают, как бы вместо хибары получить дворец. Вот и идут на всякие хитрости.

Пока жители доказывают свою правоту через суд, выселить их никто не вправе. С другой стороны, в начале 2002 года на месте Савиново должно развернуться строительство жилого квартала. УКС обязан подготовить стройплощадку. Но приступить к работе никак не может.

— Сейчас нам мешают шесть домов, в которых проживают восемь семей. Об этом мы представили справку в департамент ЖКХ. Это они в срочном порядке должны выселить оттуда жильцов, — объясняет Каримов. — А потом уже решаем — сами жильцы разберут свой дом по дощечкам (к примеру, многим древесный материал нужен для строительства дач, бань) или мы разгребем завалы бульдозером. Проблем нет.

Так ли уж нет? На деле УКС завалы не разгребает, хотя по программе ликвидации ветхого жилья на эти цели получает определенную сумму. Вообще-то по закону владелец дома имеет право требовать за сносимое жилье компенсацию у государства. Однако государство не очень охотно идет на это. Вот владелец сам и разбирает свой дом или продает. Купивший тоже не торопится разобрать дом на доски. А он в любой момент может вспыхнуть синим пламенем — здесь и бомжи ночуют, и мальчишки играют. Более того, день за днем Савиново превращается в городскую свалку.

Горит Савиново каждый день. И на пожар, по словам Александра Куропятника, как правило, выезжает по три-четыре машины. Тушить развалюхи и мусор приходится по часу-полтора — огнем бывает охвачена немалая территория.

Для тушения одного пожара одной машине требуется как минимум 40 литров бензина и около 6-8 кубометров воды. Если учесть, что литр 76-го стоит 6,70, а один кубометр воды, отпускаемой для предприятий «Водоканалом», оценивается в 5,50 плюс 1,20 — НДС, то для тушения одного пожара требуется от 900 до 1000 рублей. А в день Савиново горит раза по три, следовательно, огонь пожирает от 2700 до 3000 рублей. В месяц набегает уже около 90 тысяч, за полгода — 540 тысяч и за год — больше миллиона рублей!

Но эти деньги никто не считает. Начальник инспекции водоснабжения и водоотведения «Водоканала» Вера Галеева сообщила, что если пожарные тушат жилые дома, то вода им отпускается бесплатно. Более того, в этом случае пожарные не обязаны отчитываться, сколько воды израсходовали. Никто толком не знает, сколько воды, а соответственно, денег, утекает в Савиново. Но все это может показаться цветочками, если, не дай Бог, взлетит на воздух расположенная рядом с поселком АЗС-79.

Наталья Вяткина

«Вечерняя Казань»

Обсудить