Труд и из наркомана человека может сделать

— Бесплатно лечить в санаториях нужно ветеранов. А на наркоманах надо пахать! Чтобы они трудом искупили свой грех перед родителями и перед обществом! — такие возмущенные звонки периодически раздаются в редакции с начала эксперимента «Новорожденный».

Что ж, мы понимаем возмущение наших пожилых читателей. И отчасти его разделяем. На наркоманах действительно «надо пахать», для их же пользы. Труд (и лучше тяжелый) должен быть неотъемлемой частью реабилитации наркозависимых. То, что наркоманию «в теплице» не вылечишь, понимают и специалисты, и сами наркоманы.

...Тысячи наркоманов со всего мира вкалывают в испанских трудовых коммунах. Таких коммун в маленькой стране полным-полно, но попасть в них непросто — слишком велик спрос. Поэтому богатенькие родители наркозависимых чад платят немалые деньги, чтобы их сына-дочку взяли поработать в коммуну. Ни о какой зарплате в коммуне речь не идет. Переломавшиеся бесплатно пашут на «дядю»-хозяина — делают мебель, собирают фрукты и т.д. Трудовая терапия, в общем. В результате все довольны — хозяин, который пользуется бесплатной рабочей силой, родители наркомана, которые получают здоровое и перевоспитанное чадо, сам бывший наркоман, страна Испания.

А у нас что? У нас тоже есть коммуны, но их единицы. Под Петербургом, под Москвой, под Калининградом... Их создали либо наркоманы, вставшие на путь истинный, либо их родители, прошедшие все круги ада. Коммуны живут натуральным хозяйством, сами себя кормят. Государство же не имеет к ним никакого отношения. Никакой социальной реабилитации для бывших наркоманов у нас не предусмотрено.

Вот и герои нашего эксперимента «Новорожденный» Дима и Регина сейчас не работают. Ребята чувствуют себя хорошо, они не колются, они порвали со своими приятелями-наркоманами. Но то, что они не трудятся, плохо.

— Силами центра мы обеспечили им психологическую реабилитацию, но не можем обеспечить социально-трудовую. Хотя труд — это обязательное лекарство для наркоманов, — говорит главный врач реабилитационного центра «Надежда» Борис Менделевич. — Чтобы наркоману вылезти из болота, ему нужно трудиться. Будет бездельничать, не вылезет.

Менделевич говорит, что 99 процентов наркозависимых, прошедших через центр «Надежда», — это эгоисты, которые никогда не работали, не умеют и не желают работать. При этом родители спонсировали болезнь своих детей, выдавая им деньги «на расходы». Родители, по мнению главврача, продолжают спонсировать болезнь детей и тогда, когда в ходе лечения, радуясь первым успехам сына-дочки, снова готовы для них на все, готовы носить их на руках за то, что те перестали колоться.

— Мы проводим психологическую реабилитацию наркозависимых. Но ведь от образа жизни мы не лечим. Да, работу молодым сейчас найти трудно. И поэтому тем более необходима коммуна для бывших наркоманов, где бы они трудились, подчинялись жесткой дисциплине и, выполняя чужую волю, тренировали свою, — рассуждает Борис Менделевич. — А для некоторых из них, для тех, кто дошел до самого дна, утратил связи с обществом, потерял жилье и родных, коммуна бы стала и единственным пристанищем.

Как выяснилось, среди районных глав Татарстана есть желающие разместить коммуну для наркоманов на своей территории. Есть желающие и работать воспитателями в коммуне — бывшие военные. Есть люди, готовые организовать в коммуне интересные и экономически выгодные производства, чтобы коммунары все же могли зарабатывать своим трудом... Но хотя бы на первом этапе, в первое время коммуне нужна государственная поддержка. Ведь воспитателям нужно платить зарплату, а коммунаров — кормить. Однако в разных министерствах и ведомствах Татарстана идея организации коммуны для бывших наркоманов поддержки пока не нашла — то соответствующей строчки в бюджете нет, то еще чего...

Волей-неволей призадумаешься: ну на что же все-таки расходуются у нас большие миллионы, отпущенные на борьбу с наркоманией? На что?!!

Ольга Мачнева

«Вечерняя Казань»

Обсудить