Клад разбойника Пугачева покоится на дне Мокши

Всего в десяти километрах от южных границ Мордовии, там, где берет свое начало Мокша, покоится клад Емельяна Пугачева, стоимость которого оценивается в 24 миллиона долларов. Международные эксперты называют его одним из десяти самых крупных и до сих пор не обнаруженных кладов России. Группа журналистов «С» при технической поддержке поисково-спасательной службы республики отправилась пытать счастья в село Голицыно Пензенской области.

...В селе нас, спрашивающих о кладе и его возможном местонахождении, приняли настороженно. Мысль о награбленных и перепрятанных пугачевцами драгоценностях несколько веков не дает покоя голицынским мужикам. Каждый из них видит в приезжих потенциальных конкурентов и с ходу пытается отговорить от поисков. «Да нету здесь ничего! И не было никогда!» — перебивая друг друга, убеждают они. При этом хитро улыбаются: каждый из них когда-то пытал счастья в местных лесах и оврагах. Да все напрасно — точного ориентира за давностью лет никто не знает. Известно только, что войско Емельяна затопило на Мокше две лодки с серебром и золотом. Вот и вся информация. Местные историки до сих пор спорят о присутствии в здешних местах самого Пугачева. Большинство склоняется к мысли, что клад закопал кто-то из его ближайших помощников: Хлопуша или Белобородов.

Поиски мы начали там, где никто еще не искал, — непосредственно в селе. Аквалангист Андрей облачался в костюм, а мы уже делили шкуру неубитого медведя. По оценке председателя Русского кладоискательского общества Юрия Харчука, наш клад тянет на 24 миллиона долларов. Следовательно, честно сдав найденные сокровища государству, нам могло перепасть что-то около миллиона долларов. Неплохо... Если же продать драгоценности на черном рынке, выходило побогаче — на несколько поколений потомков хватило бы... Фотограф предложил и вовсе сумасшедший план: «Загоним клад и деньги раздадим всем жителям Мордовии!..» Согласно его версии, получалось по 26 долларов и 8 центов.

...Приятные грезы прервал смех Андрея. Он уже успел плюхнуться в воду и стоял в ней по грудь. Как оказалось, здесь это максимальная глубина Мокши. С нетерпением мы ждали каждое его погружение. Кроме рваной кроссовки и речного хлама, ему упорно ничего не доставалось. Мы медленно прощались с обеспеченной жизнью. Настроение портили местные, которые, впервые увидев здесь аквалангиста, тут же выстроили гипотезу об «утонувших мордвах». Причем число утопленников росло с каждым новым подошедшим к берегу человеком.

Подошли и ранее отговаривавшие нас от этой затеи мужики. С тревогой всматривались они в мутные воды и почему-то сравнивали нас с Николаем Березиным, местным жителем, много лет искавшим Емелькин клад, как называют его в этих местах. С детства тот был инвалидом и усиленно штудировал всевозможную литературу. Однажды и нашел ту книгу, где говорилось о Емелькином кладе. Что это за книга, не знает никто. Только однажды Березин во всеуслышание заявил: «Скоро я все село золотом завалю!» На изумленные расспросы земляков Березин таинственно улыбался. А вскоре пропал на несколько дней. Как выяснилось много позже, он, вооружившись лопатой, отправился рыть старицы Мокши. Многие считали его законченным чудаком. Но он продолжал поиски. Успокоился только перед самой смертью и вполне серьезно оправдывал свои неудачи: «Не нашел... Наверное, к мордве клад уплыл. Мордва-то и разбогатеет, а мы голодранцами помрем...»

Впрочем, реальные клады все-таки попадались людям. Местные жители обнаруживали на огородах то монетки, то пики тех времен. Юрию Зубанову повезло больше — он наткнулся на здоровенную бутыль с подсолнечным маслом. Содержимое давным-давно испортилось, а бутыль до сих пор используется им в известных целях. Сосед Юру отругал: «Зачем меня не позвал? Я бы посмотрел, куда горлышко указывает. Знать, там и клад Емелькин лежит».

...Безуспешно покопавшись в песчаном дне и аккуратно сложив на берегу найденный мусор, мы окончательно распрощались с затеей найти что-либо и стали потихоньку складывать водолазное снаряжение. Местные жители, прознавшие об истинной цели нашего путешествия, сочувствовали и приглашали приехать еще: «Вы вон в том месте покопайте. Там в прошлом году Санька монетку серебряную нашел», — показывал куда-то вдаль мальчуган. Мужики же в этот раз были настроены куда оптимистичней: «Хрен с ним, с этим кладом. С голоду не помрем. Вы приезжайте, магарыч под огурчики будет всегда». Нам оставалось только вздыхать. С голоду-то и вправду не помрем, вот только жителей Мордовии жалко — не получат они свои 26 долларов и 8 центов. По крайней мере, в этом году...

P.S. Редакция благодарит начальника поисково-спасательной службы Мордовии Владимира Ахремкина за помощь при подготовке материала.

Справка «С»

О сокровищах Пугачева на Мокше знают все, кроме ученых. Авторы книги о кладах Н.Н. Непомнящий и А.Ю. Низовский повествуют: «Предания о кладе Пугачева», к которым можно отнестись серьезно, рассказывают о Пензенской области. По дороге из Саранска в Пензу в избе священника местной церкви якобы гостил отступавший Емельян Пугачев. Преследуемый царскими войсками, он двинулся дальше, при этом затопив на Мокше часть своей казны. Были известны и внешние приметы захоронения клада, но еще сто лет назад местность в том месте распахали». По мнению авторов, этот рассказ один из самых достоверных из многочисленных легенд о пугачевских кладах.

Владимир Селедкин

Наталья Евстигнеева

Саранск

«Столица С»