Что бывает за «пятерки»?

Если взрослый хорошо работает, то он получает хорошую зарплату (по крайней мере должен получать). А если ребенок хорошо учится, то... что? Что он получает за свой труд, то бишь учебу? Ведь лозунги типа «Чтобы так жить, надо учиться» на детей действуют мало. Школьник хочет поощрения за «пятерки» здесь и сейчас...

Школа — пожалуй, единственное сегодня место, где моральное стимулирование по-прежнему процветает и превалирует над материальным. В школах по-прежнему висят доски почета, здесь выдают грамоты и вешают на шею выпускникам золотые и серебряные медали, которые, естественно, никакие не золотые и не серебряные - процентное содержание драгметаллов в них очень маленькое.

Но даже ради морального поощрения школьникам надо хорошенько покорпеть и попотеть. Так что медаль и вправду может показаться золотой. С этого учебного года вступило в силу правило, по которому золотые медалисты не должны иметь ни одной «четверочки» ни в одном полугодии в двух последних классах. Ну и, разумеется, они должны иметь годовые и экзаменационные «пятерки».

С серебряными медалистами обошлись помягче. Им разрешается иметь «четверки» в первом полугодии десятого класса. Но уже во втором полугодии «серебряный» десятиклассник должен иметь не больше двух «четверок». Не говоря уж про одиннадцатый класс и экзамены.

Другой предмет вожделения выпускников и 9-х, и 11-х классов — Похвальная грамота «За особые успехи в изучении отдельных предметов». Эта грамота может помочь при сдаче соответствующих экзаменов в вуз. Так вот, обладателю сей государственной грамоты запрещается иметь хотя бы одну четвертную «четверочку» по этому самому отдельному предмету. «5» и только «5»! При этом оценки по другим предметам у выпускника должны быть положительными. Так что, если выпускник обожает литературу, а по математике — круглый двоечник, грамоты за литературу ему не видать.

Не пожалели в Минобразе РФ и младшеньких. Для них, учащихся обычных переводных классов, главный знак отличия — Похвальный лист «За отличные успехи в учении». И право на этот лист имеют лишь самые наикруглейшие отличники, не имеющие четвертных «четверок». И не важно, что все годовые — «пятерки», а «четверка» проскочила лишь по одному предмету и лишь в одной четверти (а может, ребенок болел и много пропустил?), — похвальный лист ему не положен.

Вот, собственно, и все государственные знаки отличия для школьников. Правда, предусмотрены еще грамоты для победителей всевозможных олимпиад. Победителям олимпиад также перепадают льготы при сдаче выпускных, а порой и вступительных экзаменов.

А не слишком ли сурово обошлись с детьми государственные мужи от образования? — возникает вопрос. Слишком — кажется многим родителям да и самим учителям. Поэтому во многих школах изобрели свои методы поощрения учеников: сами печатают грамоты для тех, кому четвертные «четверки» помешали получить государственные. И никакого преступления в этом нет. Ведь вручают не подделки, а грамоты «школьного образца». А детишкам — гордость. В Минобразе РТ мне сказали, что хорошая школа обязательно должна поощрять и стимулировать детей. И рассказали, что в некоторых казанских школах даже используют методы материального поощрения отличников, — спонсоры помогают, попечительский совет старается. Плохо разве? А по примеру некоторых российских губернаторов, учредивших стипендии для отличников, повернулись лицом к школьникам и отдельные главы райадминистраций республики. До стипендий, правда, дело пока не дошло, но в Нижнекамске, к примеру, в прошлом году медалистам дарили часы — соответственно, золотые и серебряные. Ну, пусть даже позолоченные и посеребренные, все равно приятно.

Родительские поощрения — вопрос отдельный. Тут уж каждый сам решает, доброе слово ребенку за «пятерку» сказать, мороженое ему купить или денег дать. Но как-то же мы должны их стимулировать, чтобы они наконец поняли: хорошо учиться — это очень хорошо!

Ольга Мачнева

«Вечерняя Казань»

Обсудить