«Казань» трещит по швам

Огромная трещина неровным полукругом опоясала центральную лестницу гостиницы «Казань». Когда строители начали долбить под зданием фундамент, освобождая пространство для будущей подземной галереи, внизу образовалась пустота. Постройка, не выдержав непосильной нагрузки, зыбкой провисла под собственной тяжестью. Памятник архитектуры, которому более полутора веков, застыл в ожидании своей участи.

Случилось это почти месяц назад. Из здания в срочном порядке стали выселять многочисленные фирмы и офисы. На зловещую трещину быстренько наклеили бумажные метки, дабы держать ситуацию под контролем.

Казалось бы, рухнувший напротив магазин «Кристалл» должен быть наглядным примером — как бы и «Казань» не постигла та же участь. Ан нет! Гостиница и не думала полностью закрываться. Поднимаюсь по надломившейся лестнице на второй этаж: по коридорам снуют люди, в кабинетах кипит работа. Заглядываю в комнату с надписью «Администратор»: три сотрудницы согреваются чаем. Директора гостиницы госпожи Дроновой на месте нет, зато главбух здесь. На мои вопросы отвечать поначалу категорически отказывается:

— Задавайте свои вопросы Исхакову, а нам не о чем с вами говорить. Директора нет, и вообще она сказала, чтобы мы никаких комментариев журналистам не давали. Гостиница не работает, нас здесь всего девять человек осталось, и мы тоже на днях переедем в новое помещение...

— Но ведь в гостинице полно людей. Не боитесь, что здание рухнет?

Анна Георгиевна слегка смягчается:

— Не боимся. Вы же видели метки: после образования трещины здание больше не оседает. Каждый день из Главного архитектурного управления люди приезжают — следят за состоянием этих меток. Мы ведь не виноваты, что здание треснуло: «Казань», можно сказать, стоит на грунтовых водах, раньше надо было об этом думать... И вообще, лучше поинтересуйтесь в префектуре «Казанский посад» — здание гостиницы теперь у них на балансе.

— А почему же тогда вы помещения под офисы сдаете, раз здание в аварийном состоянии?

— Ничего мы не сдаем, остались только те, кто пока не переехал, но им всем уже предложили на выбор помещения для переселения. И вообще, через неделю мы ждем французов, которые начнут реставрацию здания...

Пообщавшись с обитателями гостиницы, я узнала гораздо больше, чем от бухгалтера Зайнутдиновой. Сотрудники фирмы, не пожелавшие представиться, рассказали, что трещина появилась не случайно: фундамент-то раздолбили, а бетон, как водится, вовремя не подвезли. Вот здание и висело «в воздухе» три дня. А на днях, придя утром на работу, увидели, как верхний край одной из меток отклеился — значит, здание все-таки оседает? Через некоторое время бумажка была уже аккуратно приклеена.

Пройдясь по первому этажу, в одной из комнат я обнаружила строителей, которые делали... ремонт! Неужели есть чудаки, вкладывающие деньги в ремонт, зная, что это всего лишь на неделю? А по лестнице с полотенцем на плечах спускался молодой человек. Оказывается, на третьем этаже запросто можно снять номер.

— А куда деваться, условия, конечно, ужасные: отопление отключено, туалет только на втором этаже. Мест-то в других гостиницах нет. На слет колхозников люди едут, тоже всех сюда селят.

На следующий день мы отправились в «Казань» с фотографом. Пока я втиралась в доверие к сотрудникам одного из офисов, выясняя, на каких условиях здесь можно арендовать помещение, коллега попытался сфотографировать злополучную трещину. В тот же момент дорогу ему преградил мужчина, назвавшийся охранником, с требованием «выйти вон»:

— Никаких съемок, у нас здесь нечего снимать, все вопросы — к Исхакову...

Кстати, по словам сотрудников одного из офисов, выселяться отсюда они и не собираются, и вообще у них договоренность с руководством гостиницы на аренду данного помещения до 2003 года — по крайней мере, их заверили, что реконструкция раньше и не начнется.

За комментариями мы обратились к начальнику управления госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры Фариде Забировой.

— Какой 2003 год, они что, с ума сошли? Мы еще летом, после того как разрушился «Кристалл», выдали администрации предписание о том, что идет процесс разрушения и здание гостиницы в опасности. И уже сейчас институт «Казгражданпроект» совместно с французской фирмой приступили к укрепительным и проектным работам. Поэтому у нас есть все основания надеяться, что мы не потеряем этот памятник архитектуры. Все должны быть выселены из гостиницы немедленно: это первое условие французов, без которого они просто не начнут работать! Администрация же прекрасно знает, что реконструкция гостиницы «Казань» включена в федеральную целевую программу, которая будет финансироваться как из российского, так и из республиканского бюджетов, поэтому она не имеет права заключать какие-либо договора аренды. К 2005 году гостиница должна блестеть и светиться — это же будет гостиница европейского уровня! Какие могут быть вообще разговоры?..

 

Татьяна Абызова

«Вечерняя Казань»