Реклама от Маяковского

Впервые у ульяновцев появилась возможность познакомиться с произведениями Владимира Маяковского — художника, мастера плаката. В гостях у Музея современного искусства — выставка «Владимир Маяковский. «Нате». Авангард — производству». Экспозиция — из фондов Государственного музея Маяковского.

Посетители выставки могут увидеть не только знаменитые «Окна РОСТА», родоначальником которых был Владимир Маяковский, но и сами трафареты, по которым создавалась эта уникальная огромная стенгазета для всего народа. Первый экземпляр «Окон» рисовал сам Маяковский. По ним делали трафареты. А затем вручную тиражировали в огромном количестве экземпляров.

«Окна РОСТА» выставляли в витринах магазинов, практически пустых, где жесткий минимум товаров можно было получить только по карточкам. Рассматривать газету собирались толпы. Грамотные вслух читали яркие, доступные подписи. Проблемы, которые поднимали в «Окнах» — самые насущные. Автор текста — Маяковский.

Маяковский был также автором печатных плакатов, появившихся чуть позже. Рекламные плакаты не уступают по силе натиска нынешним: «Лучших сосок не было и нет. Готов сосать до старости лет». Или: «Папиросы «Шутка»: не в шутку, а всерьез: вкусней апельсинов, душистей роз». Плакаты Санполитпросвета не только били по сознательности граждан 20-х годов, но и имели четкую цель — повысить уровень культуры поведения: «Товарищи люди, будьте культурны. На пол не плюйте, плюйте в урны».

Производственная тема звучит в плакатах не только злободневно («Не опаздывай ни на минуту. Злостных вон. Минуты сложатся — убытку миллион»), но и гуманно: «Опытные рабочие, не издевайтесь над молодыми».

Модели спортивного костюма, представленные на выставке, тоже были плодом фантазии художников-авангардистов 20-х годов. Они стояли у истоков истинно русского, самобытного дизайна одежды. Кутюрье Армани, увидев их экспозицию в Милане, был в восторге.

Татьяна Захарычева

Обсудить