У каждого здесь Своя тропа

Самое главное — Грушинский состоялся. Удался или нет — другой вопрос. Мнения очевидцев здесь разделились полярно: от бурного восторга и радостных слез до глубокого разочарования.

Народу, по скромным подсчетам работников ГУВД, на поляне собралось не менее 140 тысяч. Но на глаз — значительно больше. Поляна уже не в силах вместить всех желающих. Палатки разбрелись далеко за ее пределы: до самого мыса «Кольского бугорка», за протоку, перебрались на остров. Так называемый верхний лагерь (у платформы) разросся настолько, что пришлось установить там дополнительный пост.

Кроме того, как «посчитать» тех, кто приезжал только на заключительный гала-концерт поздно вечером, посидел ночь на горе и отбыл с первой электричкой?

Оказалось, многие не знали о переименовании станции «135-й километр» в станцию Валерия Грушина, а поэтому получили первый приятный сюрприз прямо на платформе, увидев свежую надпись.

К слову, на этот раз удалось обойтись без толчеи и давки на рельсах: дополнительных электричек, пущенных в дни фестиваля, хватило на всех желающих. Из одной только Самары их прикатывало сюда по 15 в день.

В этом году впервые в истории фестиваля взялись за гитары люди в военной форме. На «армейской площадке» пели военнослужащие из пяти силовых структур: Министерства обороны, МВД, МЧС, пограничники и железнодорожники. (По мнению жюри, неплохо пели: из сорока участников семеро прошли в третий тур.)

То ли присутствие военных сказалось, то ли критика прошлых лет со стороны СМИ пошла на пользу организации, но весь фестиваль прошел под знаком строгой дисциплины и девизом «Чистая поляна» на щите.

Лесоводы бдительно следили, чтобы туристы где попало по горе не шастали. Только по «открытым» (то бишь разрешенным) тропам. Нарушителей тут же заворачивали через «матюгальник». Главную тропу отгородили от склона забором из рекламных щитов — двойная польза. Правда, восстановление осыпающихся террасок и вытоптанной травы идет по капле в год, поскольку если что и делается, то стараниями юных добровольцев из Самары. Детишки на собственные средства приезжают сюда, чтобы ухаживать за горой сколько силенок хватает... Спасибо, ребятишки! Взрослые же сообщили, что в прошлом году на экологические нужды горы выделено 231 тысяча из «лесных податей». И что обдумывается проект сооружения бетонной лестницы вместо песчаной тропы. Правда, комендант фестиваля Евгений Кузнецов заявил, что проект не пройдет: нельзя портить пейзаж бетоном.

И коли уж мы заговорили об экологическом аспекте... вкупе с бытом «города». С нынешнего лета на поляне обосновались биотуалеты. По пять рублей за вход. Несмотря на дороговизну, у чистых белых дверей выстраивались внушительные очереди.

Под недремлющим оком стражей порядка народ отрывался на всю катушку. В пятницу ближе к полуночи на «Чайхане» отмечали «Новый грушинский год» с карнавалом и дискотекой. По поляне расхаживали, изумляя даже завсегдатаев, фрачники, бедуины и монстры. Развеселились настолько, что проломили сцену. К счастью, удалось починить до начала утренней программы.

Были и другие разрушения. Ночью (!) под напором толпы не выдержали стальные перила понтонного моста через протоку. Швы лопнули. К счастью, комендантская служба вовремя заметила опасность и ловко разрулила поток любителей песни. Обошлось без жертв.

Хотя... Жертва все же была, правда, до официального открытия. 3 июля в Головном озере утонул мужчина. По словам очевидцев, трагедия произошла совсем недалеко от берега, вероятно, мужчина был нетрезв. Водолазы нашли тело только на второй день. И уже в дни фестиваля сломал шею, неудачно нырнув, парень лет двадцати. Его удалось спасти и отвезти в Пироговку, но, по прогнозам медиков, бедняге грозит инвалидная коляска.

Пили на поляне, конечно, ничуть не меньше обычного. Иные делали это с большим старанием, до бесчувствия, до носилок «скорой помощи». Правда, особенно безобразничать милиция не давала. Самых шумных строили и отрезвляли с помощью отжиманий-приседаний. Свидетели утверждают: помогало.

Для сторонников трезвого и здорового образа жизни развлечений было куда больше и разнообразнее. Около пяти тысяч человек участвовали в состязаниях по 17 видам спорта. Самым массовым, конечно, оказался футбол. Насчитали 164 команды. Но за счетом на поле, кажется, особенно и не следили. Не в голах счастье, а в дружбе!

Да всех спортивных забав и не перечислить. Играли и в стритбол, и пулялись цветными красками. Пинали по полю огромный красный мячище, обозвав это действо комическим футболом. Симпатичная девушка по имени Оксана побила рекорд, толкнув восьмикилограммовую гантель 270 раз. Мужчины, не попадайтесь Оксане под правую руку!

Интересно, что в высоких гостях на этот раз недостатка не было. Фестиваль почтили присутствием полпред Сергей Кириенко, Александра Буратаева, замминистра образования Юрий Коврижных. (Последний появился перед журналистами в галстуке и в качестве оправдания сообщил, что добирался «как все — на перекладных».)

Но, конечно, самое главное — то, ради чего, собственно, все мы здесь сегодня собрались, — песни. На конкурс было принято 227 заявок, но всего 30 из них прошло во второй тур. То ли жюри отбирало слишком строго, то ли уровень песен оставлял желать лучшего — не нам судить. Как бы там ни было, вот лауреаты 28 фестиваля: Виктор Трофимов, Александр Минаев, Ксения Федулова, студия «Интервал», группа «Редкая птица», ансамбль «Душа» и трио «Три толстяка».

Среди выступавших на горе каким-то образом оказались Никита Джигурда и Михаил Боярский. Последний, правда, петь не стал: по собственному признанию, голос потерял (надеемся, временно). Зато, к всеобщему ликованию, выступили Олег Митяев, Галина Хомчик, ансамбль «ГрАссмейстер», «Мультики».

Лейтмотивом последнего концерта Грушинского стал хор, который зазвучал в ночь с 7 на 8 июля, когда в разгар гала-концерта на Гитаре неожиданно погас свет, несмотря на то, что спонсором фестиваля было РАО «ЕЭС России». Казалось, что далее концерт так и не начнется. Однако Гора не стала расходиться. На Гитару вышло несколько человек. Они запели, а вместе с ними запела и Гора. И так продолжалось все те час-полтора, пока свет не зажегся вновь. Но то, что случилось на Горе, стало и предметом гордости за песни, которые смогли объединить столько людей.

…Уже к полудню в воскресенье волонтеры привели гору в порядок, убрав мусор. Очередь за поляной.

Лидия Любославова

"Площадь Свободы"