Социальное такси заказывали?

...В конце ноября у студентов факультета соцработы КГМУ была практика: они возили инвалидов в Раифский монастырь. Ох и намаялись, бедняги! Сначала каждого экскурсанта выносили из квартиры, потом заносили в автобус, приехав на место, опять выносили. Двое студентов брали на руки больного, еще двое - его коляску. Но одна из женщин не захотела слазить со своего транспортного средства (и это, собственно, ее право), так ее вчетвером поднимали в автобус. На обратном пути — то же самое.

Как же так? Без посторонней помощи инвалиды никуда не могут съездить. И почему они не могут пользоваться общественным транспортом?! Задумавшись об этом, студент 4-го курса Ленар Халиуллин поинтересовался, как решается этот вопрос в других городах. И оказалось, что в области транспортных услуг для инвалидов мы в конце России всей! В лидерах — Тольятти и Пенза.

Изучив опыт, Ленар предложил свою программу организации транспортных услуг для инвалидов. Во-первых, считает он, в каждом районе Казани должно курсировать социальное такси (на первых порах достаточно и двух машин). Это «ГАЗель», которую инвалид может вызвать с домашнего телефона прямо к своему подъезду. А занесут его в такси шофер с сопровождающим. Оплата, понятное дело, должна быть приемлемой. Во-вторых, в двух автобусах, курсирующих по традиционным для инвалидов маршрутам (больницы, ВТЭК), заднюю площадку нужно оборудовать спецподъемником.

Свой транспортный проект Халиуллин изложил научному руководителю Ольге Тимуца, а потом — декану факультета Маргарите Максимовой. Декан сообщила, что проект этот как нельзя кстати: недавно поступило предложение от управления соцзащиты горадминистрации — дополнить действующую программу адресной соцзащиты. Интересы, как говорится, совпали. На днях планируется встреча заинтересованных сторон. Будем надеяться, что разговор не пройдет даром и наконец-то в нашем городе начнет воплощаться в жизнь закон «О социальной защите инвалидов». А он обязывает транспортные предприятия иметь средства передвижения, приспособленные для инвалидов.

А вот 42-летний казанец Вадим Якунин, которого производственная травма приковала к коляске шестнадцать лет назад, транспортные услуги оказывает себе сам. Вместе с друзьями он выстроил пандус около своего подъезда, а «Окушку» переоборудовал так, что в нее можно без труда пересесть из инвалидной коляски. Кстати, колясок у Вадима две — одну оставляет в гараже, другую возит в машине — в дороге, говорит, может случиться всякое, а без коляски я как без ног...

Наталья Вяткина

«Вечерняя Казань»

Обсудить