Автор Правда.Ру

КАЗАНСКОЕ МЕТРО: СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ

3 сентября стало историческим для Казани днем — столичное метро приняло первых пассажиров. Хотя горожане смогут воспользоваться услугами метрополитена лишь в 2005 году. Но у метростроителей был весомый повод пригласить журналистов — завершена проходка первого перегонного тоннеля между станциями «Площадь Тукая» и «Суконная слобода» длиной 1182 метра.

Мы спустились в котлован «Суконки» на глубину 11 метров. (В будущем сама станция растянется на 320 метров, пока отработаны 180.) Погрузились в открытую вагонетку, «запряженную» в дизелевоз и предназначенную для проходчиков. Ехали, конечно, не с ветерком, то есть отнюдь не со скоростью 80 километров в час, с какой перемещаются пассажирские метрополитеновские вагоны. Правда, ветер все же гулял, ведь открытый с двух сторон тоннель напоминает аэродинамическую трубу. Если в будущем пассажиры смогут попасть с «Суконной слободы» на «Площадь Тукая» за одну минуту, то мы преодолели это расстояние минут за десять. Но зато была возможность хорошенько рассмотреть «внутренности» тоннеля и насладиться прелестями подземной езды.

Сначала ветка снижается до 18-метровой глубины — чтобы поезду легче было набирать скорость, а затем поднимается вновь до 11-метровой отметки — для лучшего торможения. Так классически проектируются перегонные тоннели.

— Благодаря канадскому тоннелепроходческому комплексу фирмы «Lovat» (с местным названием «Сююмбике») впервые в истории отечественного метростроения получен водонепроницаемый блок, который вы сейчас и видите в тоннеле и производство которого налажено в Казани, — говорит начальник управления по строительству метрополитена администрации столицы Григорий Клементьев...

Несмотря на молодость, Казанский метрополитен стал своего рода испытательным полигоном для метростроителей Омска, Краснодара, других городов и даже Москвы. К примеру, первопрестольная тоже имеет канадский комплекс, однако пока он бездействует, поскольку не отработана технология проходки с помощью такого оборудования. Да и блоки Москва еще не производит. Кстати, «Сююмбике» (все комплексы фирмы «Lovat» носят женские имена — в честь покровительницы подземных работ Святой Барбары) создана специально под сложные гидрогеологические условия Казани по аналогии с комплексом, прокладывавшем тоннель под проливом Ла-Манш.

Сегодня «Сююмбике» приводят в порядок, дабы на днях она с новыми силами смогла приступить к проходке второй перегонной нитки между станциями «Суконная слобода» и «Площадь Тукая». Причем с большей скоростью. До настоящего времени свыше шести метров в сутки (или в среднем 70 метров в месяц) комплекс проходить не мог, поскольку строители имели всего шесть форм для производства блоков обделки тоннеля. Но в течение двух месяцев будут изготовлены еще четыре формы, поэтому вскоре «Сююмбике» будет в состоянии выйти на скорость проходки 10-11 метров в сутки (или 250-300 метров в месяц).

Появилась надежда, что темпы строительства метро увеличатся и по другой причине: нормализовался вопрос с финансированием стройки. Если раньше Россия не соблюдала по отношению к Татарстану паритетность в инвестировании строительства Казанского метрополитена, то сегодня средства на это дело поступают аж из двух федеральных источников — адресной инвестиционной программы (201 млн. рублей) и программы по подготовке к 1000-летию Казани (188 млн. рублей). Плюс российское Правительство обещает изыскать дополнительные источники в федеральном бюджете. Деньги нелишние, поскольку погонный метр «подземки» обходится в 150 тысяч рублей...

— Проходка первого перегонного тоннеля была сложной не только потому, что это начало. Мы «зацепили» шамовские овраги, представляющие собой русла бывших рек. А здесь и пустоты, и большой водоприток, — рассказывает начальник КУП «Казметрострой» Марат Рахимов. — Кстати, слухи о том, будто бы мы раскопали какие-то клады — не более чем слухи. Вот ракушки, которым по миллиону лет, находили...

Недавно утверждена «посадка» станции «Кремлевская» — она будет находиться на Ярмарочной площади. А пройдет перегонный тоннель под улицей Профсоюзной на глубине 31 метр. Изначально планировалось пропустить нитку под улицей Баумана, но такой вариант опаснее и дороже. Так что работы начнутся уже в ближайшее время.

— Главная проблема на сегодняшний день — это нехватка людей, — признается Марат Рахимов. — Коллектив метростроителей насчитывает 650 человек. А чтобы уложиться в графики и запустить первую очередь первой линии метрополитена (от станции «Горки» до «Кремлевской») к 30 августа 2005 года, необходимо полторы тысячи рабочих. Сегодня средняя зарплата у нас четыре тысячи рублей, проходчики получают до восьми тысяч. Не хотелось бы приглашать людей со стороны, когда и свои безработные имеются. Главное — желание работать, а остальному научим.

Ирина Демина

«Республика Татарстан»

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Подробности атаки ИГИЛ на Росгвардию в Чечне: есть убитые
В ближайшие 100 лет Россия будет жить без ГМО
Опрос: поддерживают ли россияне легализацию наркотиков
Полиция России готовит "супердепортацию" мигрантов
Российские авиакомпании хотят заставить платить за провоз телефонов и зонтов
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Как нацисты создавали миф о Сталинграде
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
Зачем США навязывают всему миру свое энергетическое сырье
Почему нашему государству пора объявить войну офшорам
Владимир ОЛЕЙНИК: украинцы больше не видят перспектив в собственном доме
Владимир ОЛЕЙНИК: украинцы больше не видят перспектив в собственном доме
Зачем США навязывают всему миру свое энергетическое сырье
Ветеран СОБРа из Подмосковья воевал с коллекторами при помощи арсенала оружия и экзоскелета
Украина ужесточает въезд для россиян
Украина ужесточает въезд для россиян
Владимир ОЛЕЙНИК: украинцы больше не видят перспектив в собственном доме
Литва "помогла" Украине летальным оружием советских времен