Автор Правда.Ру

ПЫЛЬ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ НАШЕЙ КУЛЬТУРЫ

У Сергея Довлатова в «Соло на ундервуде» описан такой случай: «Дело было на лекции профессора Макагоненко. Саша Фомушкин увидел, что профессор принимает таблетку. Он взглянул на профессора с жалостью и говорит:

— Георгий Пантелеймонович, а вдруг они не тают? Вдруг они так и лежат на дне желудка? Год, два, три, а кучка все растет, растет...

Профессору стало дурно».

Мне тоже стало дурно, когда я услышал от ответственного секретаря общественной экологической организации «ВЭБ» Алии Минкашевой, что в день казанцы вдыхают примерно грамм пыли (кстати, проводника токсинов). Причем часть ее действительно «не тает», а оседает в легких...

А сколько пыли накапливается здесь на одежде, одним... экономистам известно. Потому как подсчитано, что россияне стирают одежду в три раза чаще — то есть, изнашивают в три раза быстрее. Значит, и покупают ее в три раза больше... Соответственно, и тратят денег в три раза больше. Хотелось бы продолжить, что россияне в три раза богаче, чем какие-нибудь там голландцы или шведы. Но, увы...

Сотрудник кафедры инженерной экологии КГТУ Ольга Сольяшенова считает, что главной проблемой городов является все-таки промышленная пыль: выбросы ТЭЦ, заводов и автомобилей. Но об этом написано и сказано уже немало. Что касается той пыли, о которой мы — обыватели — знаем не понаслышке (грубо говоря, «бытовой»), то ученые этой проблемой практически не занимаются. Впрочем, о вреде такой пыли им кое-что известно. К примеру, что пыль разрушает дороги и архитектурные памятники, забиваясь в щели. Да и статистика заболеваемости казанцев говорит, что с экологией в городе не все в порядке.

Но Ольга Александровна предостерегла меня от «жареных» журналистских сопоставлений. Проследить взаимосвязь роста отдельных болезней (онкологических, к примеру) с загрязненностью атмосферы довольно сложно. Данные комитета госсанэпиднадзора Казани об этом далеко не всегда и не в полном объеме доходят до ушей горожан. Зачем, мол, им знать об этом, если в ближайшее время улучшить ситуацию невозможно? Однако, по словам Сольяшеновой, ни для кого не секрет, что в Казани постоянно растет число людей, имеющих заболевания дыхательных путей. Причем дети уже рождаются больными.

Вот этой проблемой вплотную занялись активисты общественной экологической организации «ВЭБ» и подсчитали, что за день с городских строек вывозится примерно 200 килограммов грязи. Несмотря на то, что в свое время было издано постановление мэра Казани, согласно которому на каждой строительной площадке должна быть оборудована мойка для колес: чтобы грузовики не вывозили в город землю. Но это постановление из разряда «мертворожденных», так как строительным фирмам выгоднее платить штрафы, чем тратиться на автомойки.

Второй источник «запыления» города — дороги. Вернее, придорожные территории. Сколько пыли разносится по городу с этих участков, не покрытых растительностью, наверно, не в силах подсчитать никто. Городские озеленители, конечно, не бездействуют: высаживают траву. Но все их усилия «жухнут», как и трава вдоль дорог. По словам Алии Минкашевой, особенности нашей почвы требуют немалых финансовых вложений (грунт, спецсредства по уходу) для того, чтобы растительность прижилась. Впрочем, дело не только в «особенностях национального садоводства», но и в некоторых «мелочах». В Казани дорожники частенько предпочитают в нарушение стандартов укладывать поребрики вровень с землей. Так что при сильном ветре на асфальт сдувается верхний слой почвы.

Экологи обратились к представителям законодательной и исполнительной власти города с предложениями по решению этой проблемы. Курирующий же вопросы экологии заместитель мэра Георгий Фролов, впрочем, не считает, что всеобщее озеленение решит проблему пыли:

— В течение 6 месяцев мы посыпаем наши дороги песко-соляной смесью (ежегодно 15-20 тонн ввозим в город). Этот песок потом и превращается в пыль. До сих пор ни один академик не обратился к нам с предложением по решению этого вопроса. А между тем на Западе вместо песка используют «обрат» — отходы молочного производства, — из которого у нас изготавливают казеин на экспорт. Да и вообще, до сих пор Министерство охраны природы РТ должно было впрямую заниматься этими вопросами, а на деле выполняло лишь фискальные функции и «указывало пальчиком»: там у вас грязно, здесь несанкционированная свалка... Хотя, по идее, именно оно должно было организовывать и контролировать работу по улучшению городской экологии. Ведь Казань - самый проблемный участок на вверенной им, природоохранникам, территории. Что касается городской администрации, то еще с советских времен экологическими проблемами здесь никто не занимался. Конечно, если в ближайшее время в городе будет сформирована соответствующая структура (а пока за эти вопросы отвечаю только я) и четко «проявится» экологическая тематика в бюджете, тогда и можно будет говорить об изменениях в этой сфере. До сих пор проблема пыли в городской экологической программе не «прописана». Но я, кстати, считаю, что при нормальном «летнем» содержании города все у нас будет нормально — лишь бы вовремя убирался мусор и дороги, и коллекторы строились в соответствии со СНиПами...

Кстати, Игорь Фролов сообщил, что вскоре в городе появятся «трамваи-пылесосы», которые будут собирать самую «опасную» для здоровья человека пыль — образующуюся при дроблении плит на трамвайных путях.

Этого, естественно, мало, для того чтобы решить проблему в целом. По мнению Алии Минкашевой, «ключ» к ее решению в изменении сознания горожан и городского руководства. Ведь, по большому счету, за ворохом сиюминутных проблем начальство забывает или просто не задумывается о таких «далеких» и глобальных вопросах. Честно сказать, я сам, наслушавшись «фантастических» рассказов о стерильности западных городов — о том, что в квартирах там ходят в уличной обуви, а на лестничные площадки выходят в белых носках, — не в силах даже мысленно перенести эти «картинки» в Казань. Увы, пока пыль — неотъемлемая часть нашей «культуры». За примерами далеко ходить не надо: «Эх, дороги, пыль да туман...»

Сергей Козин

«Вечерняя Казань»

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Почему нашему государству пора объявить войну офшорам
Тела погибших моряков эсминца "Джон Маккейн" найдены в отсеках корабля
Дмитрий ЛИНТЕР — о том, зачем Эстония привечает радикальных украинских нацистов
Россия и Израиль дружат против терроризма
Как эмбарго ударит по холодильникам россиян
В Пышме сотрудник "Города без наркотиков" задержан за купленные в полиции наркотики
Отчет МВД: мигрантов уже 10 миллионов, придется их прощать
Путешествия по России - удел богатых?
Российская армия получит боевую экипировку "вежливых людей"
В Британии создали "умные презервативы"
Порошенко снова обещает предложить перемирие в Донабассе
Зачем Россия продает долговые бумаги США — Александр БУЗГАЛИН
Тела погибших моряков эсминца "Джон Маккейн" найдены в отсеках корабля
Режиссёра Серебренникова ждёт домашний арест
Рабочий зарезал троих на заводе "ГАЗ"
Тела погибших моряков эсминца "Джон Маккейн" найдены в отсеках корабля
Кинокритики выбрали лучшую кинокомедию человечества
Штаты собираются оккупировать энергетический рынок Европы — Рустам ТАНКАЕВ
Из фотоархива Веры Глаголевой
Кто и почему отказывается от ГМО-продуктов
В Лондоне удовлетворено ходатайство "Татнефти" о взыскании с Украины $144 млн