Ветеран-беженец мается в общаге. В студенческой

Среди беженцев, как ни печально, есть и ветераны войны. Несмотря на заслуги перед Отечеством, они вынуждены терпеть тяготы, выпавшие на долю всех возвратившихся на историческую родину.

...Гафият Нуриахметов пошел на войну в 43-м, когда ему было семнадцать. Домой, в Актанышский район, вернулся с осколочным ранением руки и обмороженными пальцами ног. Вам надо жить в теплых краях, посоветовали врачи. И он уехал в Исфару Ленинабадской области, куда его позвал сослуживец — старшина Рахимов. На новом месте уроженец Татарии работал бульдозеристом, добывал известняк. Вскоре женился. Избранница его — Гульсима, работница консервного завода, оказалась землячкой. Супруги Нуриахметовы вырастили троих сыновей, построили огромный дом.

Вроде бы только жить по-хорошему начали, а тут одна беда за другой — внезапно умер сын, развалился Союз. Гафият Сафиевич вспоминает, что в середине восьмидесятых старики в Ленинабадской области не получали пенсию и умирали от голода как мухи. Потом пенсию все же стали выдавать, по нашим деньгам — около 150 рублей.

Сын Дамир, закончивший КХТИ, не мог жить спокойно в Казани, зная, как мучаются родители. Семь лет назад он перевез их в комнату студенческого общежития. Такую жилплощадь ему, участковому милиционеру отделения «Танкодром», предоставило РУВД Советского района. Трудно представить, как на 16 квадратных метрах уживались семья Дамира, прикованный к постели отец и больная мать. Первой не выдержала жена — уехала с дочерью к своим родителям. Вскоре родственники из Бавлов забрали мать.

Сейчас за отцом, получившим инвалидность второй группы, ухаживает сын. Делает всю необходимую работу по дому — стирает, убирает, готовит еду. Но самое сложное, говорит, мыть старика — чуть ли не через день приходится на себе носить его в душ. Еще труднее возить его в Арск (там ветерана прописали родственники) за пенсией. «А иначе как мы узнаем, что старик еще жив?» — удивляются работники тамошнего управления соцзащиты.

Несмотря на то, что ветеран Нуриахметов уже третий в списке участников Великой Отечественной войны на квартиру, его сын не раз выслушивал упреки от периодически сменяющих друг друга глав администрации: дескать, понаехали тут всякие, да вы вообще чужие! Но даже своим, арским ветеранам, благодарные потомки не могут отдать долг. Уже несколько лет в городе строится дом для ветеранов, но доживет ли кто-нибудь из них до новоселья?

Наталья Вяткина

«Вечерняя Казань»

Обсудить