Аммиак и хлор в молоке матери

Смертность в Дзержинске в два раза превышает рождаемость.

Похоже, что экология Дзержинска интересует только Европейское сообщество. Зарубежные благодетели, представляющие проект ТACIS, выделили на демонтаж нескольких старых кирпичных корпусов на территории ОАО «Капролактам» четыре миллиона euro. Причем обещали постоянно информировать общественность о ходе выполнения работ, для чего и установили в доме культуры Дзержинска телеэкран, организовав там информационный центр. Наивные иностранцы предполагают, что процесс демонтажа корпусов, где во время Великой Отечественной войны производилось химическое оружие, может вызвать волну протеста среди жителей Дзержинска. Но вряд ли дзержинцев напугаешь разрушением стен, пропитанных ипритом и люизитом. На протяжении многих лет они ежедневно дышат отравляющими веществами и не возмущаются — что поделать, если живешь неподалеку от крупнейших химических предприятий.

Почему так повезло именно этому месту, неизвестно. Ни географическим расположением, ни структурой почвы Дзержинск не подходит для центра химической промышленности. Однако сюда еще во время Первой мировой войны были эвакуированы два химических предприятия и Прибалтики и Санкт-Петербурга. А уже в 39 году здесь были возведены мощности по производству отравляющих веществ иприта и люизита, смесью которых начинялось химическое оружие.

Теперь город, находящийся в низине, задыхается от смога, а то, что Дзержинск расположен на карстовых породах, поневоле сделало его жителей фаталистами, которые могут только гадать, провалится ли под землю какой-нибудь химический цех и каковы будут последствия этой катастрофы.

Международная организация по охране окружающей среды еще в 1997 году объявила Дзержинск зоной экологического бедствия. Но наши доморощенные экологи к проблемам Дзержинска относятся индифферентно. В управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды нам сообщили, что сейчас на территории, где проживают жители, уровень загрязнения не превышает пяти ПДК, и это считается нормальным. Вот 10-12 лет назад содержание отравляющих веществ в почве, воде и воздухе порою составляло десять ПДК и более.

Однако основания для беспокойства все же есть. Например, за последнее десятилетие возросло количество заболеваний туберкулезом в Дзержинске — 62,2 человека на тысячу (общероссийский показатель — 40,7).

Основной причиной смертности в Дзержинске являются злокачественные образования. От онкологических заболеваний умирают 57,6 процента людей в возрасте от 30 до 40 лет.

По данным Агентства волжской экологической информации, за последние шесть лет смертность детей в возрасте до года возросла на пять процентов. Две трети смертей младенцев связаны с заболеванием матери и с врожденной патологией у самих детей. Главная причина роста уровня детской смертности — это ухудшение здоровья женщин, заболеваемость которых по сравнению с 1992 годом возросла почти в два раза (на 85 процентов). Заболеваемость новорожденных увеличилась в 3,5 раза.

По результатам последних исследований, количество практически здоровых школьников (1-я группа здоровья) в Дзержинске уменьшилось более чем вдвое (с 23 до 10,4 процента) по сравнению с 1994 годом. Количество детей, страдающих теми или иными патологиями (3-я группа здоровья) увеличилось с 6,7 до 15,9 процента. Очень много детей рождается на свет не только больными физически недугами, но и умственно неполноценными — всевозможные классы коррекции и вспомогательные школы переполнены.

Кроме увеличения числа больных туберкулезом и онкологическими заболеваниями, наблюдается значительный рост количества гинекологических заболеваний. Необычайно высокие показатели содержания вредных веществ обнаружены даже в пробах грудного молока у женщин. В материнское молоко отрава попадает из-за «профессионального загрязнения» (многие женщины не один год работают «на химии» до ухода в декретный отпуск) и через пищу. Ведь в Дзержинске заражены и земля, и то, что на ней произрастает. Поэтому зря иностранцы, демонтирующие старые корпуса «Капролактама», боятся протестующего общественного мнения. В Дзержинске болеют и умирают молча.

Нижний Новгород

«Монитор»

Обсудить