Автор Правда.Ру

Вера, надежда, реформа

Наследство
Взять, к примеру, столичное предприятие “Салехардэнерго”. Именно оно обслуживает сегодня население, предоставляя ему комплекс жилкомуслуг. Условия, в которых трудятся коммунальщики, можно смело отнести к экстремальным. И вовсе не географическое расположение Салехарда тому виной. Дело в другом. Столице автономного округа уже более четырехсот лет. Город строился и развивался очень хаотично.  И сегодня, несмотря на наличие генерального плана застройки столицы, активное строительство жилья и производственных объектов, внешний облик города вызывает странное чувство: с современными зданиями и сооружениями из стекла и бетона здесь неуклюже соседствуют лачуги, “бамовские” дома и бараки 501-й стройки ГУЛАГа. На фоне новых изящных энергетических объектов, гулко сотрясая воздух, продолжают коптить небо старые котельные и электростанции. Есть проблемы и с качеством жилищно-коммунальных услуг, и с тем, как это громоздкое, изношенное оборудование поддерживать в исправном состоянии.

Водные процедуры
Впрочем, за последние годы благодаря помощи администрации округа и муниципалитета ряд вопросов удалось решить. Во-первых, все разрозненные ранее организации, занимающиеся производством и поставками горожанам воды, тепла, электроэнергии, были объединены в одну. Этим решением сразу были убиты два зайца. Не нужно стало продавать друг другу услуги, накручивая за это цены, повысилась оперативность принятия решений в случае аварий и других нештатных ситуаций.
В прошлом году были введены в строй сразу два важнейших объекта в городе – водозаборная станция на Корчагах и газотурбинная электростанция. Большинство домов в Салехарде были подключены к водопроводной системе, но немало салехардцев продолжают пить грязную бочковую воду. Хотя уже вскоре после презентации насосной станции и водопроводных сетей во многих квартирах горожан из кранов стала периодически выплескиваться мутная жидкость. Часть труб, отходящих от магистральных сетей к домам, осталась старой, заросла грязью. А очистка или замена их не предусматривалась проектом водоснабжения.


Светает?
С газотурбинной электростанцией горожане также связывали немало надежд. Ее ввод в эксплуатацию должен был снять проблему хронической нехватки электроэнергии для потребителей Салехарда. Только два блока ГТС-3 имеют суммарную мощность 24 мегаватта. А не за горами строительство еще и третьего блока. Словом, электроэнергии для окружной столицы должно было хватить с лихвой. Но подошло время сдачи в работу первых газовых турбин, и оказалось, что город электроэнергию ГТС-3 просто не может принять по причине отсутствия необходимых сетей.

Городские энергетики посчитали это недоработкой заказчиков и подрядчиков газотурбинной электростанции, руководство же ГТС обвиняет муниципалитет. Впрочем, разобрались, достроили подстанцию, расширили сети и первый энергоблок дал наконец-то электроэнергию городу. На втором же генераторе обнаружились технические неполадки, и сегодня они устраняются. В ближайшее время он будет запущен в эксплуатацию. Однако, по словам специалистов Салехардэнерго, излишков электроэнергии пока не предвидится, потому что потребности города растут очень быстро. Стало быть, и в предстоящую зиму будет эксплуатироваться коптящая небо и гремящая на всю округу старая русская дизельная электростанция. Насчет финской дизельной как бы вопросов нет, у нее запас прочности, как минимум, на пять лет и больше. Значит, она еще будет работать и работать. Правда, планируется пятый агрегат этой станции в ближайшем будущем перевести на газ, а перевод третьего и четвертого блока не предусмотрен конструкцией.
Главный инженер предприятия “Салехард-энерго” Евгений Цветков обещает, что перебоев с энергоснабжением столицы опасаться не следует. Отключения? Отключения, к сожалению, будут. По словам Евгения Петровича, пока их не избежать. Из-за порывов и плохого качества муфт часто выходят из строя кабельные линии электропередач. (Кто эти муфты делал, “иных уж нет, а те далече”.) А система электроснабжения города хотя и зарезервирована, но все переключения производятся вручную. Для внедрения автоматики требуется реконструкция подстанций. Ну и есть еще один такой маленький нюанс, связанный с подготовкой энергетического хозяйства города к зиме. Из-за недостаточного финансирования на большинстве дизельных электростанций города вообще не проводился ремонт. Правда, сегодня необходимые средства городом всё-таки выделены и до наступления устойчивых морозов энергетикам предстоит наверстать упущенное время.


Топим улицу
В тепловом хозяйстве в настоящее время ведется перевод котельных на газ. Восемь уже переоборудованы и работают на газовом топливе, еще на трех ведутся работы, подача газа запланирована на декабрь. В перспективе перевод всего теплового хозяйства на газ может принести значительный экономический эффект. Ведь газ значительно дешевле дизельного топлива и даже мазута. Но сегодня говорить об эффекте пока преждевременно. Ведь, несмотря на то, что часть котельных уже переведена на газ, дизельное топливо городу приходится завозить в прежнем объеме – для резерва. Потому что газопровод Лонгъюган – Салехард, к сожалению, имеет одну ветку. В случае выхода ее из строя город может оказаться без газа и без тепла.

Серьезную головную боль специалистам- теплотехникам доставляют старые тепловые сети. Как правило, они пролегают в старых микрорайонах к таким же старым домам. Сегодня на их ремонт тратятся немалые средства. Наверное, дешевле было бы поменять их. Но какой смысл в этом, если через три-пять лет этот ветхий или аварийный дом будет снесен. Значит, выход один – поддерживать теплосети в исправном состоянии за счет ежегодного ремонта. Но этот же ветхий дом, может быть, через пять лет так и не будет снесен. Может быть, он еще простоит лет двадцать. И такое не исключено.

Потому что в округе на полное решение проблемы аварийного и ветхого жилья требуется 16 миллиардов рублей. А выделяется ежегодно по пятьсот миллионов. Простой арифметический подсчет говорит о том, что такими темпами для переезда в хорошие дома нам потребуется, как минимум, тридцать два года. А дома-то ветшают, некоторые совершенно уже не держат тепло. И приходится Салехардэнерго вместе с домами отапливать и часть улицы.
– Сколько, по вашему мнению, могут еще простоять такие микрорайоны, как гидропорт, Ангальский Мыс, комбинат? – спросил я у Цветкова.
– А сколько надо, столько и простоят, – ответил он.
– И вы обеспечите их теплом и электроэнергией? – усомнился я.
– Обеспечим…
Да уж… Это хорошо, что люди у нас такие, неприхотливые и уверенные в себе. На них сегодня еще и держится коммунальное хозяйство. Вот только им бы государству нашему хотя бы немного помочь.


Спасение утопающих
Уже оскомину набило слово “реформа”, я имею в виду реформу ЖКХ. Но кто-нибудь задавал себе вопрос, для чего она задумана и для кого? То, что она опустошает наши семейные бюджеты, я думаю, ни у кого сомнения нет. Но, может быть, она проводится для коммунального хозяйства? И опять же нет. Происходит перенос проблем ЖКХ с плеч государства на плечи населения. А средств ни на повышение качества услуг, ни на модернизацию оборудования всё равно не хватит, если даже нам с вами придется оплачивать сто процентов за жилкомхозовские старания.
Сергей Истомин

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
График переселения по программе реновации опубликуют в начале следующего года
США опять попробуют указать место России
Социологи: ненавидящие Украину россияне предпочитают all inclusive
Киев растерян: черноморские страны игнорируют мнение Украины по мосту в Крым
График переселения по программе реновации опубликуют в начале следующего года
Латвийские шпроты вновь появятся на российских прилавках
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Срочно проверяйте: в Windows 10 встроен "слив" паролей пользователя
Несколько государств Европы лишились поставок газа. И на Россию не свалишь...
Российские военные из группы наблюдателей покинут Донбасс
Латвийские шпроты вновь появятся на российских прилавках
Запад: Путину удалось возродить Россию, ее не сломать
Васильеву сняли в торговом центре на распродаже
Начнет ли Запад массовые аресты российских бизнесменов
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Латвийские шпроты вновь появятся на российских прилавках
Васильеву сняли в торговом центре на распродаже
Срочно проверяйте: в Windows 10 встроен "слив" паролей пользователя
Улюкаев попросил выслать немного денег

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры