Автор Правда.Ру

Русских уругвайцы называют... "гринго"

Жительница Прохладного Татьяна Кихтенко родилась в уругвайском департаменте Рио-Негро в поселке Сан-Хавер.
- Как ваши родители попали в Уругвай?
- Они были членами религиозной организации "Новый Израиль". Таких людей при царе называли сектантами и притесняли. Основателя "Нового Израиля" все называли "папа Лубков". Имени его я не помню. Он дружил с Бонч-Бруевичем, соратником Ленина. Кажется, он помог членам общины перебраться в 1913 году в Уругвай. Эта страна тогда остро нуждалась в рабочей силе, и ее правительство разрешило 200 русским семьям арендовать и выкупать заброшенные земли. Так образовалась русская земледельческая колония, где все трудились сообща, а результаты труда делили по справедливости, в духе новой веры.
- Вы родились в 1930 году, то есть через 17 лет после основания русской колонии. В каком виде вы ее застали?
- Благоустроенной. На ее территории построили маслобойню, мельницу, небольшой спиртзавод. В Уругвае благодатный климат, нет зимы, и колонисты собирали обильные урожаи сельскохозяйственных культур. А молока производили столько, что я помню, как его выливали тоннами в реку, а масло выбрасывали в яму. Пшеница давала один урожай в год, картофель, кукуруза, подсолнечник два. Но в конце 20-х годов в колонии начались разногласия и раздоры. Рассказывали, что Лубков тайно заложил выкупленные земли в банк и уехал с небольшой группой сначала в Аргентину, а потом на родину. В районе озера Маныч на Дону они попытались создать свой колхоз, но вскоре их всех репрессировали.
- Как жили колонисты во времена вашего детства?
- У каждого была своя ферма, и я родилась на такой ферме. Помню, что трудились там с раннего утра до позднего вечера.
- Как у русских складывались взаимоотношения с местными жителями?
- Это очень доброжелательные, открытые, сердечные люди. И внешне, и по темпераменту они похожи на кабардинцев. Уругвайцы уважительно относились и к русским, и к немцам, и к евреям. Нас они называли "гринго".
- Во время Великой Отечественной войны как складывались взаимоотношения с немцами, проживающими в Уругвае?
- До стычек не доходило. Но среди них встречались и фашисты, хвастались своими зверствами на оккупированной территории. Таких много появилось в Уругвае после войны. Во время войны в русских семьях вязали свитера, носки, варежки, собирали посылки и отправляли на фронт в СССР.
- Вы там закончили школу?
- Нет. Я проучилась всего 5 классов. Надо было помогать родителям.
- У вас на кухонном столе уругвайская посуда...
- Этот выдолбленный из тыквы сосуд — для заваривания матэ (парагвайский чай). Его пьют во многих странах Латинской Америки. Эта металлическая трубочка с сеточкой — бомбижа. Через нее пьют матэ. Его приготовляют из листьев дерева, которое растет только в Латинской Америке. Мы скучали по матэ и старались найти ему здесь заменитель. Покупаем в аптеке душицу, зверобой, другие травы. Из этой смеси приготовляем матэ.
- Почему вы уехали из Уругвая?
- Я вышла замуж за русского. У меня родились две дочери — Лидия-Эстер и Ольга-Исабель. Мой муж Александр Антонович был членом компартии Уругвая, профсоюзным руководителем. Он стал испытывать давление со стороны властей. Стало ясно, что в случае прихода к власти хунты его посадят в тюрьму. Мы уехали в СССР в 1960 году, еще до переворота.
- Что вас поразило в Советском Союзе?
- Природа. Особенно снег. Сначала мы жили на Урале, но не смогли там привыкнуть к холоду. Стали искать места, где климат сходен с уругвайским. Нашли на Северном Кавказе. Сейчас в Нальчике, Зольском районе, ставропольской станице Марьинской живут семьи Хлякиных, Пучкаревых, Поповых, Зинченко, Норик, Смат, Писута, Шуляк и другие. Моя старшая дочь Лидия-Эстер живет в станице Советской, младшая Ольга-Исабель — в Прохладном. В конце прошлого года я перебралась к ней из Чегема. Выходцы из Уругвая не теряют связей с этой страной. Звонят туда родственникам, иногда совершают поездки.
- Вам удалось вновь посетить эту страну?
- В 1990 году я ездила в Уругвай. Страна изменилась в худшую сторону. Я увидела много нищих, бродяг, необработанные поля, заброшенность и неухоженность городов и поселков. Русских там осталось очень мало.
Хунта была у власти 14 лет. За это время из страны уехало много талантливых людей, хороших специалистов. Всех недовольных пересажали. Еще мне жаловались на высокие цены и очень большие налоги.
- Вы смотрите латиноамериканские сериалы, видимо, другими глазами, чем все остальные?
- Я смотрю их как сказку. Вижу, как в них приукрашена латиноамериканская действительность.
Александр Зубенко,
"Газета Юга".

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Застой. Сколько нам осталось до распада государства?
Застой. Сколько нам осталось до распада государства?
Застой. Сколько нам осталось до распада государства?
Названы дешевые продукты, уничтожающие человеческий организм
"Что для русского летчика хорошо, то для американского - смерть"
Россияне честно рассказали о главном позоре в их жизни
Россияне честно рассказали о главном позоре в их жизни
Россияне честно рассказали о главном позоре в их жизни
Россияне честно рассказали о главном позоре в их жизни
Россияне честно рассказали о главном позоре в их жизни
Россияне честно рассказали о главном позоре в их жизни
Россияне честно рассказали о главном позоре в их жизни
Захват советского Ан-24: позднее возмездие
Жёсюишарлизм: комедия о блокадном Ленинграде
Американские военные ждут серьезного конфликта в 2019 году
Жёсюишарлизм: комедия о блокадном Ленинграде
Жёсюишарлизм: комедия о блокадном Ленинграде
Россияне честно рассказали о главном позоре в их жизни
Оружие для 18-летних: все по закону и проблем нет?
Назван исполнитель теракта в керченском колледже
Взорван и расстрелян колледж в Керчи: хроника и все подробности теракта