За "фасадом" средней зарплаты

Из Госкомстата РД в редакцию поступила экспресс-информация "Труд и заработная плата в Республике Дагестан за январь-октябрь 2002 года".

Основным источником, воздействующим на формирование денежных доходов населения, было и остается увеличение заработной платы и пенсий, погашение задолженности по ним, а также рост производства почти во всех отраслях экономики. Отрадно отметить, что в последние годы наблюдается заметный рост практически всех показателей, характеризующих уровень и величину всех денежных доходов населения.

В 1997 году, накануне августовского финансового кризиса 1998 года среднемесячная заработная плата составляла 364,5 рублей. После дефолта она росла более быстрыми темпами и увеличилась почти в 6 раз и в сентябре текущего года составила 2029 рублей. Начисленная среднемесячная заработная плата за десять месяцев текущего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросла на 56 процентов, а реальная — на 36 процентов.

Обращает на себя внимание тот факт, что снижается разрыв в уровне среднемесячной заработной платы России и Дагестана. Если в 1997-1998 годах разрыв между среднемесячной заработной платой по России и Дагестану составляла в среднем 2,8 раза, в 1999 году — 3,2 раза, то в 2000 — 2,6 раза, то нынче — чуть более два раза.

К сожалению, сохраняется высокая дифференциация в уровнях оплаты труда внутри республики. Прежде всего этот разрыв сохраняется в уровнях заработной платы работников бюджетной сферы и материального производства. В связи с ужесточением мер по первоочередному погашению задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы экономики, а также повышением заработной платы работникам государственного аппарата, силовых структур и бюджетных отраслей экономики, при неплатежеспособности предприятий производственных отраслей, в позапрошлом году разрыв в уровнях заработной платы работников непроизводственной и производственной сфер экономики увеличивается до 3 раз.

За январь-сентябрь текущего года среднемесячная заработная плата у работников производственной сферы составила 1370 рублей, а у сотрудников непроизводственной сферы — 2210,4 рубля. Очевидно: разрыв сократился до 1,7 раза.

Сохраняется высокая межотраслевая дифференциация в уровнях оплаты труда. В позапрошлом году разрыв среднемесячной заработной платы отраслей с наименьшими заработками (в сельском хозяйстве) и наибольшими (в сфере кредитования, финансов и страхования) составил 8,1 раза (в 1999 году — 11 раз, 1997 году — 8,1 раза). За десять месяцев текущего года этот разрыв увеличился почти в 22 раза.С 2000 года наблюдается снижение дифференциации в уровнях оплаты труда в отраслях промышленности. Если в 1999 году разрыв между отраслями с наибольшими и наименьшими заработками составлял 44 раза, то в 2000 году — 30 раз, а за десять месяцев текущего года — 20 раз.

Сегодня у работников топливно-энергетического комплекса среднемесячная заработная плата выше средней по промышленности в 2,4 раза, против 2,4 раза за соответствующий период 2000 года.

Два года назад работниками госстатистики было проведено обследование заработной платы работников по профессиям и должностям промышленности (в т.ч. топливной и пищевой), воздушного транспорта, связи, строительства, а также здравоохранения и образования. Установлено, что разрыв в уровнях заработной платы руководителей и рядовых работников огромный — 10 и более раз. Недавно проведенные статистиками аналогичные проверки показали, что и нынче сохраняется большой разрыв в уровнях заработной платы руководителей и рядовых работников ряда ведомств, организаций, учреждений, предприятий, особенно в коммерчески структурах.

Вообще у нас с зарплатой происходят непонятные метаморфозы. Всем известно, что дифференциация в уровнях платы труда — факт очевидный и установленный. Но очевиден и такой факт, что во многих хозяйствах субъектах действующая двойная бухгалтерия, и высокооплачиваемые, и низкооплачиваемые зарплату держат в "тени". И делается все это с определенной целью: уйти безнаказанно от уплаты налогов. И удивительно, что это им легко удается. К примеру, в течение ряда лет среднемесячная зарплата у работников легкой промышленности республики не превышает 200 рублей. За десять месяцев текущего года она составила 168,7 руб. — ровно столько же, сколько требуется в месяц на проезд в городском транспорте. Создается впечатление о том, что работники легкой индустрии работают восемь часов только для того, чтобы свою месячную зарплату расходовать на проезд и "кататься" в маршрутных автобусах. Чем это не парадокс?

Возникает закономерный вопрос: когда в нашей республике зарплату выведут из "тени"? Чья это прерогатива? Налоговиков? Правоохранительных органов? Эти вопросы ждут ответа.

Автор Петр Ермилин
Петр Ермилин — журналист, редактор "Правды.Ру"
Обсудить