Бассейновые социально-экономические зоны как фундамент гражданского общества Даг

В нынешний Международный год гор особенно понятно стремление дагестанских ученых и хозяйственников выразить свое видение наиболее рациональных путей улучшения жизни в горной части нашей республики, подъема там экономики. В этом смысле представляется интересной статья ведущих географов республики — зав. отделом Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН д.г.н., профессора Э.М.Эльдарова и нач. управления Минэкономики РД к.г.н. Ш.С.Мудуева.

В социальной географии довольно широко используется понятие "бассейновая система", которое употребляется для отражения природно-этно-хозяйственных целостностей, ограниченных на карте в основном рубежами речных бассейнов. Такого рода пространственные целостности весьма ярко представлены в странах, где горы сочетается с приморскими равнинами и горные водоразделы во многом совпадают с границами этнических ареалов. Бассейновые социально-экономические регионы могут сочетаться друг с другом, образуя более крупные территориальные системы. На карте мира немало примеров как полного, так и частичного соответствия указанным системно-географическим параметрам конкретных государственных и административно-территориальных образований (например, ряд стран Южной Америки, большинство регионов Восточной Сибири, Аджарская и Абхазская автономии в составе Грузии и др.).
Естественные природные рубежи в виде речных бассейнов, устьевых участков рек и горных водоразделов всегда служили и продолжают служить наиболее надежными, устойчивыми и безопасными государственными и административными границами. Но, конечно же, данный факт не может служить основанием для какого-либо произвола в практике административно-территориальной организации общества. История знает много случаев, когда с целью преодоления существующего или назревающего межэтнического конфликта власти страны предпринимали попытки переустройства внутренних административных рубежей, причем именно в направлении повышения их "естественности" путем приведения границ в соответствие с дифференцированной по бассейнам рек этнической структурой. Однако в большинстве случаев такие попытки приводили лишь к обратному результату — обострению межэтнического конфликта или превращению локального конфликта в более широкий.
Но история свидетельствует и о ситуациях другого рода, когда при отсутствии надобности в переустройстве административных границ страны в связи с кардинальной трансформацией в ней политического уклада жизни возникает необходимость в объединении малых административно-территориальных образований в более крупные. В таких случаях гораздо больше шансов, что группировка административно-территориальных единиц по бассейновым рубежам будет служить созидательной и наполненной конструктивным смыслом территориальной организации общества. Именно такая ситуация характеризует нынешний этап общественно-политических преобразований в Дагестане, когда становится злободневными проблемы, обусловленные его административно-хозяйственной мелкоконтурностью и нарастающим дисбалансом в уровне жизни населения горных и равнинных территорий. Один из путей решения этих архиважных для нашей республики проблем служит социально-экономическое зонирование республики по бассейновому принципу.
Транспортно-промышленные узлы дагестанского Приморья в своем взаимодействии с горными хозяйственными системами способны образовывать бассейновые социально-экономические зоны. Помимо Кизляра, являющегося центральным поселением для равнинной зоны на севере республики (Теречная зона), центрами горно-равнинных бассейновых зон выступают города Хасавюрт (Акташская зона), Махачкала (Сулакская зона), Каспийск (Губденская зона), Избербаш (Уллучайская зона) и Дербент (Самурская зона) (рис.1). Эти многофункциональные города решают важнейшие социальные задачи развития тяготеющих к ним горных районов. В конечном счете, организационно-экономический смысл бассейнового деления заключается в реализации национального интереса Дагестана в сближении мелкоконтурной экономики горной зоны с разворачивающимися в его приморских центрах крупными ресурсодобывающими и транспортно-обслуживающими производствами, а также сопутствующими отраслями непроизводственной сферы.
Учитывая, что главными опорными центрами расселения и хозяйственной активности населения республики исторически выступали три ее города — Кизляр на севере, Махачкала в центральной части и Дербент на юге, в нашей схеме бассейновые зоны объединены в три округа: Северный (Кизлярский), Центральный (Махачкалинский) и Южный (Дербентский). Следует отметить, что каждый из этих округов с точки зрения возможностей организации в нем целостной системы территориального управления — это, несомненно, во многом условная административно-территориальная единица.
Процесс укрупнения административно-территориальной структуры республиканской власти можно осуществить в два долгосрочных этапа. На первом из них потребуется сократить общее количество сельских районов республики до оптимального числа путем укрупнения мелких по численности населения (менее 20 тыс. чел.), а также объединить администрации пяти одноименных городов и районов республики с превращением первых в районные центры (Дербент и Дербентский район, Кизляр и Кизлярский район, Хасавюрт и Хасавюртовский район, Буйнакск и Буйнакский район, Кизилюрт и Кизилюртовский район). При научном обосновании данного этапа административно-территориальных преобразований следовало бы серьезно проанализировать предшествующий Октябрьской революции опыт окружного деления Дагестана. Этот опыт позволяет утверждать, что нынешняя необычайно мелкоконтурная структура территориального управления (республика состоит из 41 сельского и 10 городских административных образований) является не только бюрократичной по своему содержанию, но и выступает определенным тормозом социально-экономического развития всего Дагестана. Эту структуру можно назвать и архаичной, поскольку за ХХ столетие в республике произошел заметный прогресс в развитии транспортно-коммуникационных средств не только на равнине, но и в горной местности.
Главная цель таких упразднений предельно ясна — сокращение бюрократических аппаратов административной власти в республике. Ради этой цели необходимо осуществить и второй этап преобразований, связанный с формированием шести областей Дагестана в соответствии с обозначенными выше границами бассейновых социально-экономических зон. Данный процесс должен сопровождаться последовательным упразднением распорядительно-распределительных обязанностей администраций сельских районов республики. Представительство власти на уровне административных районов со временем целесообразно ограничить функциями социальной защиты населения, развития этнических культур и охраны окружающей среды.
Говоря об условности управленческих функций окружных центров Дагестана, мы, тем не менее, не исключаем варианта образования окружного уровня административно-территориального управления с созданием соответствующих органов власти по минимальному штату управленцев. Работу таких органов можно построить по принципу деятельности окружных представительств Президента России, ограничивающихся сводно-аналитическими, информационными и контрольными функциями. Соответственно, руководителей округов следовало бы назначать Госсоветом РД и утверждать Народным Собранием РД.
Социально-экономическая значимость бассейновых зон Дагестана определяется не столько облегчением доступа, сколько активизацией контактов между его горными и равнинными территориями. Особое значение при этом приобретает вопрос о рационализации горно-равнинного "животноводческого конвейера" республики. Беспрепятственный доступ к зимним пастбищам на равнине, которые, наряду с горными альпийскими лугами представляют собой наиважнейший элемент агроэкономической системы республики, является гарантом стабильности и благополучия Дагестана. Однако, конечно, это не означает привязанности "животноводческого конвейера" в пределах конкретной бассейновой зоны лишь к тому равнинному участку, которым эта зона располагает. Крайний дефицит свободных пастбищных пространств в сравнительно узкой полосе Приморской низменности от Махачкалы до Дербента выступает объективной предпосылкой углубления общереспубликанской специализации Черных земель и Кизлярских пастбищ на зимнем выпасе сельскохозяйственного скота после его летнего содержания на альпийских лугах всего горного Дагестана.
Вопрос об обеспечении тесных хозяйственных связей горных и равнинных территорий имеет судьбоносное значение для Страны гор. Это было осознано центральной властью на заре Советской власти, принявшей решение о присоединении к Дагестану ранее отторгнутых северных равнинных территорий (Кизлярский уезд со степными Ачикулакским и Караногайским участками). Однако, как уже отмечалось, в 1940-е годы эти земли вновь изымаются из хозяйственного оборота Дагестана и передаются в Грозненскую область.
Конфликтогенность тенденции хозяйственного развития Горного Дагестана без необходимых зимне-пастбищных площадей показывает сама история. Как известно, по итогам заключенного в 1813 г. Россией с Ираном Гюлистанского мирного договора весьма обширные равнинные территории Страны гор на ее юго-востоке (Куба-Дивичинские земли) и юго-западе (Джаро-Белоканские земли) из геостратегических интересов Империи были переданы в состав нового государства — Азербайджана. Примерно в этот же период резко осложнились условия массового перегона скота с дагестанских гор на зимние пастбища в северном направлении — к правобережной и левобережной зонам Нижнего Терека в связи с тем, что укрепленная казачьими станицами и редутами кордонная линия (формировавшаяся в те времена на Северном Кавказе южная граница России) практически продвинулась на юг от русла этой реки до низовий р.Сулак. В результате произошла трансформация традиционного горно-равнинного уклада хозяйствования в Дагестане, повлекшая за собой деградацию агроресурсного потенциала этого государства. Указанные изменения как в пространственной, так и во многом биосоциальной самоорганизации хозяйственной системы Страны гор не могли не иметь спонтанных социально-политических последствий. Не исключено, что беспрецедентное по своему упорству сопротивление горцев Дагестана колонизаторской политике царизма в прошлом веке — одно из таких последствий.
В современную эпоху открываются новые широкие возможности для социально-экономического развития бассейновых зон республики. Они теперь могут служить трассами для разнообразных туристских маршрутов ("рекреационных конвейеров") по основным природно-ландшафтным ступеням "приморье — предгорье — среднегорье — высокогорье". Формирование таких конвейеров, начиная с приморских курортных центров и заканчивая лагерями для альпинистов, необходимо также связывать с одним из приоритетов социального развития не только приморской, но и горной зоны республики.
Таким образом, разработка схемы бассейнового социально-экономического зонирования основывается на представлениях как об объективных тенденциях современной хозяйственной специализации различных районов республики и связанных с ними приоритетах территориально-производственного комплексообразования, так и о закономерностях общественной эволюции, искусственное игнорирование которых лишь усилит существующую экономическую, социальную и духовную дезадаптацию населения и хозяйства Дагестана к проводимым в стране реформам.

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить