Город священного лотоса

Много лет назад от одного старого калмыка услышал я легенду, поразившую меня красотой и мудростью. Во все уголки мира хан разослал гонцов, чтобы найти землю, на которой счастлив будет народ калмыцкий. Долгие годы искали обетованную землю. Божественный свет лился им с небес, освещая путь. И, наконец, пройдя сквозь мертвые пески, краснополынные и белополынные степи, вышли гонцы к берегу Каспийского моря. И поразились они: здесь, в этом месте, божественный свет поднимается с земли в небо. И увидели они в прибрежной воде священный лотос, на котором восседал Будда, и поняли: это святая земля. И вернулись они к хану, и рассказали ему. И взревели верблюды, поднялись отары и табуны, и началось великое кочевье к берегам Волги, к морю. Калмыки шли не за золотом, не отвоевывать у соседей землю, народ повела великая мечта о счастье. И освоили они мертвые земли, и стали кочевать в этих степях, и ждали воплощения мечты.
Эта легенда вспомнилась мне по дороге в Лагань. Говорят, степные орлы раз в году возвращаются в свое родное гнездовье, чтобы напитаться силами родной земли; И человек хотя бы раз в несколько лет должен посещать землю отцов, чтобы не прерывалась вечная нить поколений и не остаться одному на свете, как пыль на ветру — без роду, без племени. Вечная нервотрепка и куча дел загоняют нас в цейтнот, и, погружаясь в мелочи быта, мы забываем о вечном, зачем и почему мы пришли в эту жизнь.
И вот — давнее желание совпало с командировкой на землю отца, на его, а значит, и мою родину. Увидеть лица родных, а все лаганцы мне — родня, потому что у них и моего отца и деда одна корневая основа — лаганская, рыбацкая, морская. Такие же, как отец, немногословные. Истинная мудрость говорит мало, это дело ораторов. Истинная мудрость слушает, она общается с вечностью. И душа их степенна и величественна. Город, где дети в школах здороваются с взрослыми — знакомыми и незнакомыми, где размеренную жизнь, как морские приливы и отливы, не рвет на куски столичная суета, и люди на земле стоят крепко.
Светало. Края туч полыхали огнем встающего солнца. И тучи казались обломками воздушных замков, которые возвели наши предки в душе своей. Мечтать и воплотить мечту — далеко не одно и то же. Наше старшее поколение — может, потому оно и ниже ростом, и в большинстве своем немного сутулое, что вынесло на себе мыслимые и немыслимые тяготы. И этот груз все сильнее и сильнее давит с каждым годом на их плечи. Одно только строительство дороги Кизляр — Астрахань в фантастически короткий срок — легенда! Невозможно было ее построить, но и не построить было невозможно. И построили, тут же пустили поезда на фронт. И сколько еще подвигов народа ждет "спасибо" от Родины! Мы мчались в Лагань по асфальтной стреле дороги, и лишь на небольшом отрезке пути — метров сто — еще рыхлили землю машины и укладывался дымящийся асфальт. И подумалось тогда: не символична ли эта дорога, этот путь, который вот-вот свяжет Лагань с Элистой прямой стрелой асфальта? Как этот малый остаток пути, так и мечта калмыка вот-вот сбудется. Осталось совсем немного, чуть-чуть. И не развалины воздушных замков, а настоящий храм воздвигнут на прибрежной зоне Лагани.
Мечты сбываются. В тот день в Лагани был заложен первый камень православной церкви. И вознесется храм на берегу реки, среди зеленой рощи! Красавец! Лучший на каспийском побережье. Недаром божественный свет вырывался из этой земли и уносился в небеса. Когда закладывали храм Николы Чудотворца, и владыка Зосима освящал место — два небесных светила стояли на небе — справа солнце, слева — луна. Знак благодати божьей. Небо благославляло еще один шаг возрождения Калмыкии. Бог склонил лик свой над этой мужественной землей. Каждый рыбак на этой земле рожден в мужестве, в мужестве живет, потому что опасна его профессия — каждый раз испытывать судьбу, уходя в море. Лагань — город чистых окон. Семья издалека должна была видеть вернувшегося живым рыбака. Возводится храм Николы Чудотворца, чтобы он творил чудо на этой земле — вернуться людям живыми. Храм — всеобщее дело народа. Немногословные, обветренные лаганцы, от которых исходит спокойная сила — и русские, и калмыки, жертвовали деньги. И это было символом единства и величия народов Лагани — и русских, и калмыков, и всех остальных.
Каждый народ велик. Это не зависит от численности. Недаром в этот час светили солнце и луна. Значит, прежде чем начать строительство храма на берегу, был построен храм в душе каждого лаганца, и божья сила уже начала очищать душу.
И были встречи. С учителями, библиотекарями, врачами, школьниками. Я чувствовал, как напитываюсь силой и мужеством этих обветренных людей, как моя душа светлеет на этой суровой и святой лаганской земле, и энергия предков вливается в меня. Низкий поклон вам, лаганцы! Душа пела, смеялась и плакала. Душа очищалась, она прополоскалась в родниковом и чистом духе этого города.
Я привез букет цветов, чтобы возложить к памятнику погибшим, склонился у плиты с именем отца моего — Лиджи Исмаиловича Манджиева, и морской ветер пробежал по прибрежным камышам, шепча какие-то слова, которых я не разобрал. Но я понял: теплые были слова, добрые, отцовские. Словно напутствовал он меня. И ком встал в горле... "Да отрешимся от зависти, от похвальбы, от затаенной вражды, от измен, от алчбы" - так завещали нам наши предки, которые с ясных небес смотрели в тот час нанас и радовались за живущих на земле. Оттуда, из другой и высокой жизни, они наблюдают за нами, переживают за нас, приходят в наши сны и помогают нам, детям своим, советом. Умершие никуда не уходят, пока мы помним их, они всегда с нами.
И мне запомнится Лагань городом, где скрестились бесконечность неба, бесконечность степи, бесконечность моря и бесконечность души человеческой. Городом, над которым светят одновременно два светила: солнце и луна. И если Петр Первый прорубил окно в Европу, то Лагань — великие ворота в Азию. Пройдет несколько лет, начнется грандиозное строительство порта. И сказка станет былью, а Лагань — калмыцким Санкт-Петербургом. Ведь недаром наши мудрые предки пришли сюда, где растет священный лотос, за мечтой, которая через много лет начинает воплощаться в действительность.
Олег МАНДЖИЕВ

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить