Кто нас учит? (учителя сдавали международный экзамен на эрудицию)

Несколько лет назад известной британской газетой "Сан" был проведен любопытный тест для учителей. Журналисты решили выяснить, насколько высок уровень эрудиции и интеллекта у педагогов из разных стран мира. Для этой цели в министерстве образования Великобритании подготовили 20 вопросов из разных областей знаний — истории, математики, музыки, биологии и т. д. Перед началом учебного года "Томские новости" решили проверить кругозор томских учителей средних школ, оставив вопросы этого международного теста практически без изменений.

ПРО АПОКАЛИПСИС НАМ НЕ ЗАДАВАЛИ

Интересно, что все участники тестирования оказались преподавателями гуманитарных дисциплин. Поэтому возникло опасение, что на вопросы из области физики и математики никто не ответит. Однако как раз преобразование правильной дроби в десятичную и определение термина "термодинамика" особых затруднений у педагогов не вызвало. Зато "закупорка мышления" возникла у многих при ответах на вопросы о печатном деле, библейских книгах и кормящем утробный плод органе.

Практически все вспомнили немца Иоганна Гутенберга, создавшего в 1440 году первый печатный станок, но забыли, что первые оттиски с каменных клише на бумагу появились в 175 году в Древнем Китае при распространении конфуцианского "Пятикнижия".

Ну с Библией — тут все понятно. Это, как говорится, мы не проходили. При советской власти про религию ничего в учебниках не было, а перемены в культурной жизни страны, видимо, остались незамеченными. Почти все тестируемые посчитали, что первая и последняя книги Священного писания христианства — Ветхий Завет и Новый Завет, а про Книгу Бытия и Апокалипсис даже и не слышали.

Почему-то большинство преподавателей решило, что орган, обеспечивающий пищей утробный плод, — это пуповина. На самом деле пуповина служит лишь каналом для питания зародыша, а весь орган, осуществляющий связь и обмен веществ между плодом и организмом матери, называется плацентой.

Но эти пробелы в знаниях педагогов, конечно, не страшны. Наоборот, радует, что в тесте не было такого вопроса, ответ на который не знал хотя бы один из участников. А вот случаев, когда абсолютно все педагоги дали правильный ответ, было целых 4.

Как выяснилось, легче всего томским учителям было распознать химическое обозначение серебра, год образования ООН, священную книгу ислама Коран и французских художников, называемых импрессионистами.

Конечно, не стоит судить об уровне знаний наших педагогов исходя из результатов этого теста. Несомненно, он носит игровой характер. Однако бесспорно и другое: дети имеют обыкновение на уроках задавать самые неожиданные вопросы, и чем больше ответов даст учитель, тем выше будет его авторитет среди учащихся.

Шесть педагогов томских школ волновались как обыкновенные школяры. Когда всем раздали листочки с вопросами теста, среди преподавателей пронесся шепоток: "Вы случайно не помните, в каких веках жил Шекспир?" Но экзамен есть экзамен. Учителей предупредили: "Списывать и подглядывать нельзя!" Лишь после этого в офисе "Томских новостей" на 15 минут воцарилась полная тишина, какая бывает на школьных уроках только во время диктантов и контрольных работ.

Идея проверить наших учителей на уровень эрудированности в канун учебного года родилась спонтанно. Мы не стали выбирать лучших из лучших, а просто позвонили в первые 10 пришедших на ум школ Томска и Северска и предложили директорам представить от своего учебного заведения по одному волонтеру для прохождения международного теста, устроенного 5 лет назад английской газетой "Сан" совместно с британским министерством образования. В итоге 6 храмов знаний откликнулись и прислали в редакцию по эрудиту. Наверное, впервые нашим учителям предстояло заочно состязаться в интеллекте с коллегами из Сиднея, Нью-Йорка, Кейптауна, Токио, Москвы, Парижа и других городов.

20 вопросов, на которые отвечали томские педагоги, включали в себя разные понятия, имена и названия, находящиеся как в рамках, так и за рамками школьной программы.

Читателю наверняка интересно узнать, как же прошли подобное испытание преподаватели средних школ из разных стран мира. По материалам, опубликованным в газете "Сан", лучшими оказались представители Австралии, Германии и Испании, правильно ответившие на 17 вопросов из 20. Англичанка с 10 правильными ответами заняла в этом интеллектуальном соревновании предпоследнее место. Самой неэрудированной стала педагог из... США — в ее активе лишь 8 попаданий в точку. Ольга Жучкова, учительница русского языка и литературы одной из школ Москвы, дала 12 верных ответов и прочно обосновалась в серединке списка участников.

А что же томичи? Менее чем на половину вопросов не ответил никто. Бесспорным победителем стал учитель истории и обществознания общеобразовательной средней школы № 88 г. Северска Виталий Остапенко. 17 раз мы с удовольствием ставили напротив его фамилии знак "+", засчитывая правильный ответ. Таким образом, историк из Северска поддержал высокое реноме педагогов области в глазах мировой общественности. А если серьезно, то всегда приятно осознавать, что "наше" во многом не хуже "ихнего", а порой даже лучше. Особенно когда это касается учителей, имеющих сегодня так мало стимулов к самосовершенствованию.

Сергей КОСЯКОВ
Томские новости

Обсудить