МАКСимальный допуск (скандальные подробности московского авиашоу)

19 августа в подмосковном Жуковском стартовал Международный авиационно-космический салон "МАКС-2003", где среди прочих была представлена продукция омского авиапрома
Вот, собственно, и дождались. После долгих мытарств, судебных разбирательств, скандалов и прочей мышиной возни совместный российско-украинский самолет Ан-70 совершил первый демонстрационный полет на открывшемся во вторник в подмосковном Жуковском авиасалоне "МАКС-2003".

По первым поступившим данным полёт прошёл успешно, ну а подробные итоги демонстрационного полёта будут уже разбирать специалисты. От итогов МАКСа будет во многом зависеть дальнейшая судьба злополучного АН-70 (в проекте по созданию которого участвует омское ПО "Полёт"), судьба будущих контрактов и завода в целом.

До сегодняшнего дня, несмотря на то, что самолёт был всё же допущен к участию в выставке и стоял в графике полётов, у всех было сомнение в том, что он всё же полетит. Масла в огонь подлил и тот факт, что вместо положенных 7 минут АН-70 отводилось всего три, были нарекания на работу двигателей — в общем, напряжение достигло своего пика. Однако, полёт состоялся, и продлился именно те самые положенные 7 минут.

Но вот будет ли жить дальше это летающее чудо — большой вопрос. И дело здесь не только в технических характеристиках. Правда.Ру уже ранее уже писала о ситуации, складывающейся вокруг АН-70 и сейчас мы попытаемся восстановить хронологию событий последнего времени, тем более, что эта проблема выходит далеко за рамки простого экономического вопроса.

Момент истины

Ни для кого не секрет, что омское предприятие "Полёт" долгое время является объектом внимания со стороны омского губернатора Леонида Полежаева. Именно он является главным защитником, отстаивающим его интересы. Впрочем, вот именно здесь и кроется первая загвоздка. Внешне, всё выглядит вполне благополучно и благопристойно: завод производит продукцию, которая, в перспективе, должна выйти на мировой уровень, злые дядьки из Минобороны всячески этому препятствуют , а омский губернатор не жалеет сил и средств, чтобы не дать в обиду родное предприятие.

Средств, действительно, не жалеет. Приглашение осветить ситуацию с АН-70 известного московского любителя "истины" Андрея Караулова чего-то да стоит. Более того, в Главную военную прокуратуру уже поступило заявление главкома ВВС России генерал-полковника Владимира Михайлова, обвинившего журналиста в клевете. Напомним, на телевидении прошла серия передач "Момент истины", в которых рассказывалось о судьбе российско-украинского транспортного самолета Ан-70 и его позиции по этому вопросу. В частности, речь идет о передаче, посвященной судьбе нового транспортного самолета Ан-70, строительством которого совместно занимаются омский завод "Полет" и КБ имени Антонова. "Именно этот самолет главком Михайлов, прислав на омский "Полет" два месяца назад официальное письмо, фактически распорядился пустить под нож, — заявил журналист. — Он остановил запуск этого самолета в серию, причем сделал это, зная, что Чехия была готова купить три самолета Ан-70, это лучший грузовой самолет мира".

Как человек, радеющий за омское предприятие и искренне желающий чтобы производство наладилось как можно скорее, чтобы рабочие начали наконец получать зарплату, я готов был бы и согласится с Карауловым, однако стоит выслушать и противоположную сторону, военных и технических специалистов, которые весьма скептически смотрят на то, что этот самолёт действительно сможет стать машиной, которая удовлетворит необходимым требованиям. По крайней мере, многие сходятся на том, что процесс доработки потребует ещё нескольких лет. И их понять тоже нужно. Трудно понять лишь губернатора, желающего оставить свой след в истории Омской области... весьма сырой, к слову говоря, след.

Всё выше, выше и выше...

Стремление губернатора взлететь повыше вполне объяснимо. Столько лет править огромный регионом и снискать себе славы? Это не про нас. Герои, быть может, и должны быть скромными, но от соблазна лишний раз порисоваться перед публикой ещё никто не устоял. Вот и замыслил губернатор запустить в небо ещё одно детище омского завода — самолётик АН-3. От слов — к делу. Журналистов на сборище понавезли, ленточку перерезали, полярника-депутата Чилингарова под белы рученьки в самолёт усадили, надпись прославляющую папу Лео на борту самолёта намалевали, вздохнули-пошумели, да и запустили с Богом железную птицу в небеса. Всё бы хорошо, да рухнула та птица во льдах Антарктиды из-за технических неполадок. На том дело и замяли, а губернатор продолжал торопить всех и вся, чтобы поскорее выпустили таки самолётец. На тот момент ещё оставались сомнения в том, что Полежаев будет баллотироваться на новый срок и, судя по всему, торопился омский губернатор увековечить свою память. Но, как бы то ни было, дело "Полета" подутихло и жизнь вошла в тихое русло... ненадолго, неотвратимо надвигающиеся губернаторские выборы сделали своё "чёрное" дело.

Проданные секреты

Новая напасть была неожиданной, но предсказуемой. Соперник Полежаева на предстоящих выборах начал свою кампанию с того, что опубликовал в печати (газета "Омское время") материал о том, что руководители "Полёта" занимались незаконными операциями, нанеся тем самым серьёзный ущерб предприятию, не забыв вставить мысль о том, что все махинации производились с согласия Леонида Полежаева. Были ли махинации или нет — это дело соответствующих органов. Одно можно сказать — дело здесь нечисто. По крайней мере, опубликованные документы и поведение руководителей и областной администрации наводят на определённые размышления.

Незадолго до выхода статьи был с блеском разрешён очередной конфликт, порождённый извечной проблемой последнего десятилетия — невыплатой заработной платы. Суть конфликта тривиальна: рабочие цеха № 65 отказались работать, требуя от руководства предприятия погасить задолженность по зарплате за май и июнь этого года. Как правило, такие конфликты затягиваются надолго, однако на этот раз руководства завода и области быстренько подсуетились и постарались миром решить неожиданно возникшую проблему. На фоне многомесячных невыплат зарплат на других предприятиях (как тут не вспомнить голодовку рабочих Сибзавода), такая поспешность вызывает некоторые подозрения. Сам же Леонид Полежаев тут же подал в суд на Леонида Маевского (автора статьи) за клевету. Но вот что удивительно, посчитав клеветой слова об участии администрации в преступном сговоре, не было ни слова сказано о том, что и преступления, собственно, никакого не было? Значит было? И область ничего не подозревала? Странно...

Впрочем, и об этом тоже вскоре забыли. Судебное разбирательство по факту клеветы перенесли "на потом" и про "Полёт" опять благополучно забыли. До поры, до времени...

Только в полёте живут самолёты

А время наступило очень быстро. Участие омского предприятия в выставке авитехники МАКС в подмосковном Жуковском ожидалось... ожидалось с надеждой. Но опять скандал — этому воспротивились всё те же военспецы. Этот провал мог очень дорого обойтись Полежаеву и то, какие усилия потребовалось, чтобы омская техника была всё же представлена на МАКСе — остаётся тайной (вряд ли об этом станет когда-нибудь известно). Но, как уже упоминалось в начале, всё закончилось хорошо. Теперь осталось только в срочном порядке начать штамповать самолёты и завалить ими весь мир... как уже заливали всё крапивинской нефтью, заваливали автобусами "Вольво" и т.д. А самолётик жаль, хороший, но... В России его не купят (уж больно цена не соответствует качеству), остаётся верить, что заграница нам поможем.

Хочется надеяться, что будущее омского "Полёта" не будет зависеть от личных интересов властьпредержащих ни регионального, ни федерального уровня. Хочется верить, что омские рабочие перестанут быть заложниками политических интриг, пешками в чужой игре. Как показывает практика, политики приходят и уходят, а народ остаётся там, где и был. И не всегда это место можно назвать "местом под солнцем".

Обсудить