Общество босоногих

Затерянный мир на берегах Оби
С полмесяца назад общественность Академгородка взбудоражило беспрецедентное явление — шоу босых людей. Вел его также босой ведущий. Под занавес была даже показана "высокая", но босоногая мода. Инициатором действа была "Ассоциация босоногих". При всей эпатажности ее названия цели "босоногих" вполне серьезны. Они за чистый город. Идущий босиком не будет мусорить себе под ноги. Мусорит тот, кто не считает окружающий мир своим. Только по своей земле можно идти босиком. Идею своей земли охотно поддержали экологи и ученые, специализирующиеся на экологически чистых технологиях. Заинтересовались и журналисты, во всяком случае, ваш покорный слуга, у которого уже давно не вызывает восторга состояние городских тротуаров.
И когда представитель "Ассоциации босоногих" предложил принять участие в экологической акции "Затерянный мир", я опрометчиво согласился. Дело было задумано благое — исследовать малоизвестные горожанам обские берега и заодно почистить их от накопившегося мусора. Лишь одна деталь отличала будущую экспедицию от обычной экологической акции. Все путешествие надо совершить... босиком. Теперь-то я понимаю, что именно эта приятная перспектива отпугнула экологов и других серьезных людей. Кроме меня, в акции приняли участие рекламный агент, йог-профессионал и, естественно, представитель "Ассоциации босоногих".
В одно из воскресений мы встретились на Речном вокзале. Йог Валера всем своим видом (шорты и полотенце на бритой голове, для защиты от солнца) выражал древний философский принцип — все свое ношу с собой. Молодой и спортивный Сергей-рекламист, ваш покорный слуга в видавших виды джинсах и наш поджарый босоногий "апостол" с мини-бородкой, сгибающийся под рюкзаком солидных размеров. Скинув обувь, мы ступили на асфальтовую твердь, где еще не ступала босая нога человека.

Я становлюсь мазохистом

Вы никогда не пробовали ходить босиком по асфальту? Незабываемое впечатление. Во-первых, сразу выясняется, что на гладком с виду тротуаре полным-полно невидимых глазу (но весьма ощутимых) камушков. Морщась и поджимая пальцы, я взглянул на своих спутников. Йог Валера шагал с бесстрастным видом, полосатое полотенце на бритой макушке напоминало убор фараона. Сергей явно страдал, как и я, но не показывал виду. И только наш "босотерапевт" бодро шлепал по асфальту закаленными пятками. "Потерпите, ребята, считайте, что вы проходите сеанс иглотерапии, причем совершенно бесплатно". Не знаю, как насчет терапии, но невидимые камушки кололи пальцы не хуже иголок, причем боль отдавалась во всем теле. Но ко всему можно привыкнуть. Через некоторое время я вошел во вкус и впервые в жизни начал понимать мазохистов. Но хождение по асфальту было еще "цветочками".

Ничейная земля

Добираться до "живого" обского берега (его бетонированная ипостась нас не интересовала) пришлось через ничейную землю. Так мы окрестили кусок суши между рекой и городом. Терра инкогнита. Колумбу и не снилась такая кошмарная суша. В свое время враждующие армии применяли тактику "выжженной земли", но сжечь землю, наверное, все же предпочтительней, чем нашпиговать ее железом, пластиком и прочими отходами цивилизации. Однако хуже всего битые стекла. Сразу вспоминаешь первую заповедь "босоногих" - чисто не там, где убирают, а где не мусорят". Йог Валера окрестил этот индустриальный ландшафт "Урочище железного змея". Так мы и занесли его на карту, составление коей — святая обязанность первооткрывателя. Место, где ржавели останки речных судов, получило библейское название "Берег ржавых ковчегов". Вообще все наше путешествие с самого начала проходило под библейским знаком. Исход горожан из каменных джунглей в землю обетованную. Отрясая городской прах с босых подошв, мы все больше углублялись в неизведанное.

"Обломок империи"

Если верить мемуарам путешественников, в своих странствиях они обязательно встречали какой-нибудь загадочный объект. Испанцы в Новом Свете наткнулись на пирамиды, мы набрели на загадочную башню. Неизвестно кем и для чего поставленная, она стояла в каменном великолепии, вызывая в памяти крестовые походы и рыцарей Круглого стола. Почтительно наименовав башню "Обломок империи", мы пошли дальше своим путем. Вот наконец и первая стоянка на "живом" берегу. М-да. Мусора здесь. Похоже, что чистым его видели только первые поселенцы Новониколаевска. И на этой свалке, расстелив какой-то половик, загорала стайка тинейджеров. Младое поколение вытаращило глаза на четверых мужиков, ползающих по берегу с пакетами для мусора. Узнав, что это экологическая акция, тинейджеры нас сразу зауважали, но помогать не стали.
Никогда бы не подумал, что уборка мусора может доставить столько удовольствия. Одно дело — мотаться с веником по квартире, и совсем другое — смотреть, как под твоими руками исчезает замусоренное пространство и возникает чистая земля. Такое чувство, что отдаешь природе давно забытый долг. Собранный мусор мы предали огню и оставили на берегу свою "визитку" - листовку "босоногих". Перед сожжением прочли особую мантру воздаяния (Шра-Памшаха Ульгва), которое покарает жестокой болезнью загрязнителей этого места.

Под знаком плакучей ивы

В этом путешествии я много чего узнал. Например, почему иву называют плакучей. Стоит присесть под этим деревом, как на шею и спину начинают скатываться холодные частые капли. Такое удовольствие ожидало нас практически на каждой стоянке, благо, день был жаркий. Даже слишком. В полной мере мы оценили эту жару, снова ступив с прохладной земли на нагретую солнцем дорогу. Ощущение такое, что гуляешь по раскаленной сковородке, усеянной мелкими камнями. Первым "почувствовал разницу" наш йог. Он, правда, не жаловался, но начал заметно отставать. В конце концов, добравшись до карьера Борок, мы устроили гофкригсрат, как выражается наш босоногий идеолог, или, попросту говоря, совещание. Что делать, идти по пышащей жаром щебенке или проехать одну остановку до разъезда Иня (где нас ждала обещанная земля обетованная) на автобусе? Учитывая состояние йоговских (и не только) ног, выбрали автобус. Вот и остановка. Последний марш-бросок по усеянной гравием дороге. Ух как колется! Но, к чести автора этих строк, крамольная мысль надеть кроссовки даже не пришла ему в голову.

Эльдорадо как оно есть

И наконец, вот оно, наше Эльдорадо, куда с самого начала обещал привести нас "апостол" босохождения. Земля обетованная оказалась хилой цепью островков, которую мы великодушно окрестили "архипелагом". В водах его (очень неглубоких) купали своих "железных коней" горожане, прибывшие сюда на отдых. Вообще земля обетованная оказалась весьма населена. И все же было хорошо. Островок, который мы облюбовали, оказался почти чистым. Быстро покончив со своей очистительной миссией, мы подставили спины жаркому солнышку. А какое наслаждение окунуть натруженные пятки в прохладную воду! Так и сидел бы до скончания века. Но неугомонное существо человек. Где-то через полчаса нам уже наскучило жариться на солнцепеке. Захотелось новых приключений, тем более что перед глазами маячила неизведанная земля, отделенная от нашего островка проливом. Свою землю обетованную мы назвали "Архипелагом любви". А образующим его островкам и полуострову, следуя древней традиции мореходов, дали имена своих дам сердца. Завершилось наше путешествие у костра. "Шашлык" из сосисок и поджаренного хлеба, задушевная беседа. Что еще человеку надо. Возвращались домой уже поздним вечером на автобусе. Вот он незабываемый момент, когда босая, исколотая камнями нога погружается в мягкую кроссовку. Вот оно райское блаженство, сразу же хочется до земли поклониться изобретателям сандалий, ботинок, туфель и прочей обуви. Натруженные стопы ныли, но ощущение, как ни странно, было довольно приятным. Такое чувство, что в ногах открываются какие-то неведомые каналы (чакры?). Но главный сюрприз ждал меня утром.

Пора вернуть эту землю себе

Вечером казалось, что я просто не встану с постели. Ничего подобного. Вскочил как миленький. В ногах небывалая легкость и ощущение какой-то внутренней чистоты. Пружинистым шагом я шел по дорожкам парка, улыбаясь всему вокруг, и вдруг поймал себя на неудержимом желании разуться! Боролся я с искушением недолго. Озираясь по сторонам, скинул кроссовки. Босые ноги, почувствовав уколы гравия, послали благодарственный сигнал в мозг. Случилось непоправимое, я стал мазохистом. А если серьезно, то я теперь вполне согласен с "босоногими", что "человек мусорит тогда, когда не ощущает окружающий мир своим — не принимает участие в его рождении". А по своей земле он идет босиком.
Юрий ГУСЕЛЬНИКОВ
Вечерний Новосибирск

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить