Царевна прибыла

Из Москвы, из Третьяковской галереи, наконец-то прибыла долгожданная картина Василия Ивановича Сурикова "Посещение царевной женского монастыря". А послезавтра, в субботу, это произведение великого живописца сможет увидеть каждый красноярец — в художественном музее имени В. И. Сурикова откроется "выставка одной картины".

Впрочем, картина будет не совсем одна. И в Красноярск суриковская "Царевна" прибыла, как и полагается августейшей особе, в сопровождении эскорта в лице главного хранителя художественного музея Ирины Колесниковой.

— Вместе с картиной мы привезли в Красноярск и несколько этюдов Сурикова, — сказала нам Ирина Гавриловна. — Это акварельный эскиз "Царевны", карандашный этюд "Голова девочки" и акварель "Склонившаяся монашенка". В экспозиции будут также представлены несколько этюдов из фондов нашего музея, имеющих прямое отношение к этой картине. Это прежде всего "Портрет Анастасии Добринской", вдохновившей художника на создание первого варианта картины (который сейчас хранится в частной коллекции в Японии), а также карандашный эскиз картины, этюд "Лампада" и этюд "Монахиня". Все эти суриковские работы смогут увидеть посетители нашей выставки.

Многие красноярцы, вероятно, помнят, что несколько лет назад они уже имели возможность познакомиться с одноименной картиной Сурикова в культурно-историческом центре на Стрелке. Значит, это уже второй визит "Царевны" в наш город? Так, да не совсем. Тогда мы видели тот самый, "японский", первый вариант картины, меньший по размеру и ориентированный на внешность Анастасии Добринской — ее отрешенно-апатичный взгляд, белый платок в безвольно опущенной левой руке. В том варианте все подчинено теме аскетического смирения с предстоящим монашеским затворничеством — ведь Сурикова затронула именно печальная участь царских дочерей, лишенных возможности обыкновенного человеческого счастья. И царевна, изображенная на картине, знакомится с местом своего будущего пребывания.

Но художника не удовлетворил этот вариант, и он продолжал искать более яркую натуру для образа царевны. Так, ему позировала девятилетняя внучка Наташа — ее чистота и наивность помогли оживить образ, но художник продолжал поиски. Как пишет в недавно вышедшей монографии "Сибирские красавицы Сурикова" красноярский искусствовед Галина Васильева-Шляпина, художнику "удается встретить девушку, "как в былинах поется" - тяжелые русые косы на широких плечах, нежный румянец, взлет собольих бровей и ясные серые глаза". Впрочем, автор слегка изменил и ее облик: "Угас румянец, появилась матовая бледность затворницы, выросшей в душном тереме. И, главное, затейливо очерченный контур пунцовых губ приобрел чувственно-капризное, с едва заметным трагическим оттенком, выражение. Такой героине нелегко будет позабыть радости земной жизни..."

Вся картина пронизана настроением торжественной тишины. Сверкают ризами иконы, мерцают свечи и лампады. На фоне черных ряс и клобуков светится убранный драгоценностями наряд царевны. Все строится на контрасте между образами девичьего цветения и монашеского увядания. Этим внутренним драматизмом и отличается окончательный вариант картины, с которым смогут познакомиться красноярцы.


Эдуард Русаков

Обсудить