Город с запахом сероводорода

Колокола в Норильске звонят по тем, кто вечно остался в городе, претендующим на вечность.
Быть на краю света — вовсе не означает оторваться от цивилизации. Северная столица края, Норильск, по существу находится в самом эпицентре нашей страны. Город пышно и со вкусом отпраздновал свой 50-летний юбилей, размаху которого позавидовал бы Красноярск. Шикарные костюмы для карнавального шествия, говорят, были позаимствованы у другого юбиляра — Петербурга. Артисты всех уровней в режиме "нон-стоп" приезжают в Норильск. К примеру, скандальная группа "Ленинград", которая так и не добралась до Красноярска, побывала в северном городе и побаловала местных фанатов своими хитами. У Норильска есть и другая сторона, не праздничная, а самая суровая, будничная. Корреспондент "СГ" во время командировки на север края не только поучаствовал в праздничных мероприятиях, но и познакомился с проблемами Большого Норильска.

Север глазами "чайника"

Первый день на норильской земле оказался сущим обманом для того, кто в первый раз ступил на тщедушный зеленый ковер тундры. Солнце светило ярко, на улице можно было бегать без свитерка, а гуляющие по территории профилактория "Валек" курортники делали вид, что сейчас начнут купаться в близлежащем озерце. Мужчина спортивного вида мирно удил рыбу, а из кармана его куртки торчала большая банка "Москитола". В общем, вполне материковый пейзаж. Однако уже на следующее утро север дал о себе знать. Температура в 10 градусов Цельсия побуждала натянуть шапочку и повязать шарфик. Между тем норильчане, а особенно норильчанки, выглядели по-летнему. Девушки носили короткие юбочки, топики, кофточки без рукавов, а парни дефилировали в футболках. Местные жители из разряда коллег- журналистов рассказывают, что зимой ходят без шапки. Это возможно, благодаря норильским таксистам, которые за 30 рублей готовы увезти тебя хоть в тундру. Выбегаешь из подъезда — и в теплый салон. Северные зарплаты и пенсии позволяют.

Индустриальные ландшафты Норильска сперва пугают, и только потом начинаешь привыкать к необычному городу. Жилые дома на сваях кажутся такими неустойчивыми. Краска облезает с фасадов в рекордные сроки. Асфальтовое покрытие дорог ненадежно: природная стихия протестует против погребения. А горы плато Путоран так величественно наступают на город, будто хотят занять все пространство. Разговоры о вечности Норильска — самые популярные. Недоброжелатели пророчат, что он не навсегда, что закончатся запасы ценной руды, и уедут из сурового края люди. Патриоты настроены оптимистично: город построен и будет жить.

Северное лобби

Типично норильская картинка: из огромного водопровода, чьи сети окутывают город, мальчишки воруют воду. Жидкость используется по назначению. Таким образом устроена северная автомойка. Проезжая светлым полярным днем после полуночи, можно увидеть, как возле трубопровода собираются семьи, чтобы помыть машины, коврики. Бывший мэр Норильска Олег Бударгин говорит, что есть особое понятие — "норильский народ", "норильская школа жизни". Губернатор края Александр Хлопонин признается, что каждый раз летит в Норильск с праздничным настроением: "Домой! Пора домой!". Полномочный представитель президента РФ в СФО Леонид Драчевский в интервью журналистам подчеркнул, что Норильск — неоднозначный город. "Место Норильска в мировой экономике огромно. В целом, город очень сложный в плане транспорта, географических и климатических условий. Перспективы и будущее Норильска связаны только с производством. Было бы неправильно отказываться от дальнейшего функционирования комбината, который чрезвычайно эффективно работает. Нужен дифференцированный подход: там, где север только осваивается, люди должны приезжать на вахту. А на этой территории уже сложилась инфраструктура, экономика рентабельна, значит город будет жить. Нельзя ничего разрушать и делать резкие движения. У Норильска есть проблемы, но есть и определенное будущее на десятки лет вперед", — сказал Леонид Драчевский.

И.о. главы города Лев Кузнецов всего полтора месяца находится в кресле мэра. Он пережил первый юбилей как самое ответственное за праздник лицо, теперь считает средства. Идет подготовка к бюджету будущего года, к зиме. На проведение трехдневного "золотого марафона" было истрачено в общей сложности около 40 млн. руб. Богатые северные спонсоры взяли на себя меньшие расходы, чем муниципальный бюджет. Лев Кузнецов говорит о том, что городу нужна сильная администрация. Идет соревнование не только в деньгах — кто больше платит по счетам в Норильске — чиновники или комбинатовцы? Власть из рук бизнеса должна уходить. Если сейчас две норильские команды, "ГМК" и "Мэрия", играют с равным счетом, то по мнению и.о. главы, приоритет должен быть за администрацией, которая и будет законодателем моды в северном городе.

На краю света Норильск находится для краевого "серого дома", который обходит город в целевых программах. Нужно говорить о возвращении Норильска в край как ключевой территории, которая на 40 процентов формирует бюджет края, а воспринимается как некий автономный округ или Таймыр. К этому привыкли и норильчане, и красноярцы. В Норильске не увидишь красноярских новостей, так же как и по нашим "ящикам" про север говорят в случае выборов или ЧП. С другой стороны, сложилась уникальная ситуация, когда власть в крае, по сути, норильская: это и Хлопонин, и Бударгин, и Кузнецов.

Мусорный коллаж

Вообще в Норильске очень чисто. Но не потому, что весь мусор используется для творчества. Так называемые "мусорные коллажи" популярны среди детей и взрослых. Их легко делать, они выглядят как настоящие произведения искусства, которые можно даже продать. В выставочном зале творческого объединения "Вернисаж" при норильской городской библиотеке можно увидеть самые разные поделки. Длинными полярными ночами горожане ткут гобелены, рисуют, вышивают, лепят и составляют коллажи из того, что попадется под руку. Иван Федорович Голубоцкий, хранитель "Вернисажа", норильчанин с 30-летним стажем. Он сейчас художник, а приехал музыкантом, за романтикой. Вместо музыки очищал город от снега 10 лет, и только потом занялся любимым делом — учил детей музыке и играл в ансамбле "Голубые снега". Если сначала Норильск показался Ивану Федоровичу страшным местом, то теперь пенсионер не хочет уезжать на материк. Свой отпуск художник потратил на участие своих работ и картин коллег в различных выставках.

Всех артистов в Норильске можно назвать гастролерами — нет в городе ни одного муниципального коллектива. Только самодеятельность и группы при училищах искусств. По словам начальника управления культуры города Ирины Прокопенко, творческий потенциал Норильска закладывался во времена Норильлага. До 80-х годов уровень культуры города был очень высок. "А теперь часто артисты веселят сами себя — нужно расширять аудиторию зрителей", — отмечает Ирина Прокопенко. Безусловно, мастодонт и динозавр норильской культуры — это драматический театр. Среди модных веяний можно назвать развитие визуальных искусств — кино и видео. Дети будут снимать ролики о городе и представлять их на фестивале. Норильск — город смеха. Более 30 команд КВН на одну точку на карте! Каждый второй симпатичный норильчанин оказывается жутко остроумным и артистичным. "Творческий потенциал для такого небольшого города как Норильск можно назвать высоким, но сильно хромает внутренняя культура нашей молодежи", — говорит главный специалист отрасли. В основном, старшие критикуют молодых норильчан за страсть к искусству пития пива.

Бомжи не мерзнут

В Норильске, городе, не похожем на все, люди не должны умирать, здесь не место кладбищам. Это город энергии, силы, бодрости и энтузиазма. Тех, кто не желает переселяться на материк, скоро будут настойчиво вывозить. Новое жилье в городе не возводится, и планов по строительству домов у администрации нет. Слишком дорого обходятся квартиры: тысяча долларов за один кв. м. жилья. Это дороже, чем столичные апартаменты. В Норильске живет 40 тысяч пенсионеров, много безработных людей, которые не нашли себе северную вахту. Коммунальщики особенно пристально наблюдают за данным контингентом: выгоднее тратить деньги на переселение неработающих и всех тех, кто не должен жить в Норильске. По словам начальника управления ЖКХ Норильска Виктора Калинина, сегодня муниципалитет не тянет на себе груз жилого сектора. Восемь частных компаний работают по договорам эксплуатации жилья. После того, как горно-металлургический комбинат передал весь фонд из ведомственной в муниципальную собственность, власти быстро нашли выход: отдали дома в частные руки, но уже по договору, а не в собственность.

Прогуливаясь поздним, но светлым вечером по Норильску, заметили вполне обычного бомжа, колыхающегося с большой сумкой по тротуару. На удивленный вопрос "чайника": "Неужели в Норильске бомжи не вымерзли?", местные жители отвечают: "Они в коллекторах живут, там тепло и просторно". Действительно, северные коллекторы — практически благоустроенное жилье. Бомжи умудряются там даже костры разводить, угрожая безопасности горожан. Асоциальные элементы выселить из Норильска, как пенсионеров, нельзя — на материке своих оболтусов хватает. Если бомжи только чуть-чуть портят впечатление о северной столице края, то облезлые фасады и разрушающиеся "цокольные забирки" (сооружения, закрывающие сваи домов) удручают. Норильский воздух и осадки называют "агрессивной средой", которая разрушает творения рук человеческих. И все-таки Норильск борется за вечность, за то, чтобы быть лучшим городом, мировой "столицей северов", где жили и работали лучшие люди на земле.

Юлия ШЛЕНКО
Сегодняшняя газета

Обсудить