Катафалк для Мурки: трупный бизнес

Деньги можно делать на всем и везде. Даже там, где это, казалось бы, невозможно. Это подтвердил еще раз житель Барнаула Николай Сериков. Он занимается тем, что организовывает похороны... домашних животных. О том, насколько прибыльно это дело, об особенностях своей работы Николай рассказывает сегодня нам.

Как разбогатеть?

Все началось с банального — Николаю и его семье стало не хватать денег. Работа на одном из барнаульских заводов не была высокооплачиваемой. Тогда Николай попробовал заняться собственным бизнесом — продавал на рынке фрукты. Фрукты худо-бедно, но покупали. Однако очень много продуктов портилось. Только-только успев рассчитаться с долгами, Николаю пришлось прекратить свою коммерческую деятельность. Иначе было не избежать полного финансового краха. С рынка пришлось уйти.

Однако мечта о собственном деле осталась. Заниматься тем, чем зарабатывают себе на жизнь многие, Николаю не хотелось. Он считал тогда, что это просто бессмысленно. "В городе полно частных лиц, которые за деньги ремонтируют квартиры, например. Зачем мне лезть в их сферу, если все ниши там уже заняты?" - говорит он.

Собака умерла, но родила идею

Во время поиска занятия, благодаря которому можно было бы покупать все, что захочется, отдыхать в любой точке мира, делать шикарные подарки родственникам, у Николая умер любимый пес. Обычная дворняга по кличке Друг, которого он подобрал на улице пару лет тому назад, была в семье больше чем ребенком. Другу отдавалось со стола все то же самое, что ели хозяева. Ни одна вылазка на природу не обходилась без любимого пса. В общем, собаку считали полноправным членом семьи. И вдруг ее не стало.

Первый вопрос, который возник после смерти друга, куда деть тело собаки? Вывезти на свалку и оставить там на съедение птицам — жалко. Ведь как-никак за это время успели привязаться к Другу и бросить его вот так было бы просто некорректно в память о тех отношениях, которые существовали между семьей и животным. На ум Николаю не пришло ничего лучше, как просто закопать тело пса под березкой в каком-нибудь парке. Друга завернули в обычную тряпку и на руках принесли в Юбилейный парк, который стал для собаки вроде кладбища.

После этого Николай призадумался — а куда же девают тела своих домашних любимцев другие жители Барнаула? Обзвонил всех своих друзей. Оказалось, что все действуют, как Бог пошлет. И тут-то Николая осенила, — надо устраивать свой бизнес.

Жена Людмила, услышав желание Николая заняться похоронами домашних животных, была явно не в восторге. В этом деле ее смущало все — возиться с дохлыми котами и собаками, куда-то их закапывать, в чем-то хоронить. Это вызывало массу вопросов, ответы на которые надо было искать самим. Предстояло самостоятельно завести некоторые традиции в похоронном деле животных. Однако все же семья Сериковых взялась за это дело.

Саван для кошек шью я сам

Николай решил, что хоронить животных надо за городом — нечего засорять парки. Много раз он вместе с женой ездил в окрестности Барнаула, для того чтобы найти подходящее место. Наконец, выбрали — им стал бор, расположенный близ Павловска.

Николай решил, что для животных гробы не нужны. Достаточно будет и некоторого подобия савана. Людмила Серикова купила ткань поплотнее, чтобы в случае необходимости шить из нее покрывала, в которые будут завернуты домашние животные.

За свои услуги Николай установил довольно приемлемую, по его представлению, цену — 500 рублей за похороны плюс оплата савана. Всего около 600 рублей.

После этого Николай подал объявления о том, что он организует похороны животных. Он рассчитывал сразу же получить массу заказов, но произошло как раз обратное. Домашний телефон Сериковых упорно молчал в течение месяца. Лишь изредка звонили друзья и прикалывались — просили похоронить слона или зебру, жившую якобы у них. Сериковы на подобные выходки не обижались, но и настроение от этого не повышалось. Денег в семье не прибавлялось.

Мои первые похороны

Лишь спустя полтора месяца у Николая появился перый клиент. Им стала одна старушка, у которой умерла любимая кошка. Родственников у бабули не было, сама она передвигается с трудом, а потому позаботиться об усопшей кошке было некому. Бабуля позвонила Николаю и попросила взять это на себя. Когда же бабуля услышала цене, ей стало плохо. Она даже пошутила, что за такие деньги ее саму можно будет скоро похоронить. Николай подумал, что лучше взять чуть поменьше денег, чем вообще нисколько. Поэтому сделал своей первой клиентке скидку. Пообещал, что похоронит кошку всего лишь за 400 рублей. Бабуля поохала, поахала, но согласилась.

Николай спросил у бабушки, хочет ли она лично поприсутствовать на кошачьих похоронах. Та сказала, что это ей уже не по силам. Довольно будет и того, что ей просто сообщат, где покоится ее любимица. На этом и расстались.

Николай в этот же день после обеда приехал на квартиру бабушки. Красивая пушистая кошка лежала в своей корзинке. Казалось, что она просто спит там. Однако слезы бабули вернули Николая к реальности — это животное мертво и его предстоит похоронить. Николай завернул кошку в покрывало, приготовленное его женой, и спустился к машине. Там поместил тело в багажник и отправился в бор. Никаких особых перживаний у него не было. "Было осознание того, что это обычная работа, за которую мне платят деньги. Жалко только стало бабушку, у которой, кроме этой кошки, никого не было", — говорит Сериков.

В бору Николай нашел полянку, на которой можно было устроить кошачью могилу. Сосенка, стоящая чуть поодаль от других, должна была стать опознавательным знаком, по которому при желании можно было найти могилу. Выкопав небольшую ямку, он поместил в нее тело кошки. В общем почти все то же самое, что и на похоранах человека. Только нет родственников, нет слез, а есть один Николай.

Сейчас Николай вспоминает те первые похороны и говорит, что было как-то неловко. Вроде бы что здесь такого — закопал животное и все. Однако какая-то неприязнь была. Придя домой, Николай тщательно вымыл руки.

Четвероногих друзей не бросают

После этого долгое время никто не прибегал к услугам Николая. Он уже даже решил не заниматься похоронами животных вовсе. "Такое ощущение, что в нашем городе собаки и кошки, живущие в квартирах, не умирают вовсе", — жаловался он друзьям. Однако с недавних пор дело Николая стало процветать.

Сейчас на счету у Серикова три кошки и пять собак. Всех их Николай хоронит в бору. Клиентами становятся не богатые барнаульцы, как рассчитывал Николай, а чаще пенсионеры. Сами похоронить животное они уже не могут, потому и просят об этой услуге его. С них "предприниматель" берет денег меньше, чем планировал первоначально. Видит, что такая сумма им просто не по карману.

Среди клиентов Николая был лишь один человек, который заплатил за погребение любимой таксы 600 рублей. Им стал банковский служащий, который жил в трехкомнатной квартире вместе с собачкой. Ни жены, ни детей, лишь собака. Ей банковский служащий варил суп из костей, покупал дорогие корма, ни в чем не отказывал. Они прожили вместе около восьми лет. Однажды ни с того ни с сего собачка захворала. Ее осмотрели чуть ли не все ветеринары города. Все как один признавали, что у таксы наступила старость. Помочь ей нечем. Вскоре собака уже не могла есть даже тот суп, который ей готовил хозяин. От этого банковскому служащему самому становилось не по себе. Однако худшее ожидало впереди — вскоре у таксы отказали ноги. Хозин даже ушел на работе в отпуск, кормил собаку с ложечки, носил ее на руках на улицу. Ничего не помогло. Собака умерла. Тогда хозяин обратился к Серикову. Вместе с ним он выехал в бор и наблюдал за всей процедурой сам. Когда Николай закопал собачку, ее хозяин остался у могилы. Сказал, что хочет побыть здесь один. Что теперь с этим человеком, приезжает ли он на небольшой холмик среди сосен, Николай не знает.

Николай говорит, что намерен в ближайшее будущее кое-что изменить в своей деятельности. Он хочет, чтобы его услуги стали доступны как можно большему количеству клиентов. Но в то же время у него встает одна серьезная проблема — где хоронить домашних животных. На сегодняшний день в России нет ни одного специального кладбища, отведенного для животных. В Москве только ведутся разговоры о том, что вот-вот откроются два кладбища для животных. Но когда это дойдет до Барнаула, неизвестно.

А пока Николай работает на заводе, с которого уволился ранее, а в качестве подработки хоронит животных.

Кристина ШТЕРН
Молодёжь Алтая