Выборы без Быкова. "Авторитетный" депутат переоценил свои возможности

О месте и роли Анатолия Быкова в жизни Красноярска и всего региона ходят легенды. Точнее, ходили до последних выборов, поскольку их итог развеял, пожалуй, самый устойчивый миф Красноярья - миф о Быкове Всесильной Руке, Быкове Хозяине Электората.

 Покинув в середине июня стены московского суда, Быков, памятуя о депутатском прошлом, пытался выступить в роли этакого вершителя судеб и учителя жизни. Он упорно разыгрывал карту нервного шока, в который ввергло общество решение суда, освободившего его. И, похоже, хотел возродить атмосферу обожания и угодничества, имевшую место вокруг Петровича до его отсидки в СИЗО.

 Но наивное (по незнанию) обожание удалось найти Быкову лишь в спонсируемых им же детских домах. Да еще разве что во враждебных почившему Лебедю СМИ, что захлебывались от восторга перед вышедшим из СИЗО Петровичем. "В строгом сером костюме вошел в зал Законодательного собрания, чем произвел фурор. Занял свое рабочее место. Сессия начала работу", - вещало местное информагентство.

 Какой стиль! Куда там панегиристам застойных времен. Но только этим все и ограничилось. За два года атмосфера в Красноярске сильно изменилась. И былое придыхание в отношении электората к якобы всесильному Анатолию Петровичу Быкову куда-то испарилось.

 Все лето Быков интриговал журналистов, которые сначала клюнули на его двусмысленное молчание, а потом на весьма декларативные интервью. Всех интересовали два момента - будет ли Быков участвовать в губернаторских выборах лично и - если нет, то кого поддержит. Мол, звездная личность Анатолия Петровича понадобится всем соискателям... "Его будут тащить во все стороны. Он - авторитетный", - заявлял идейный друг Быкова, красноярский коммунист Олег Пащенко. Однако в действительности вышло все по-иному. Ход избирательной кампании показал - Быков с его мнимым электоратом есть плод красноярских PR-технологов.

 "Авторитет" никому не понадобился. Расклад голосов после выборов показал: пресловутый "быковский резерв" в 16 процентов, который (как пытались убедить всех) в едином порыве пойдет туда, куда обратится указующий перст забронзовевшего Петровича, существовал лишь в воображении лояльных Быкову журналистов.

 А посему думаю, что главные результаты последних красноярских выборов в отношении Быкова можно сформулировать так:

 1) Был окончательно развенчан миф о Быкове-политике. Такого персонажа на региональной политической сцене не оказалось. И действительно, миф о всесильном Быкове-политике базировался на трех китах: а) Быков сделал Лебедя губернатором; б) Быков - депутат ЗСК; в) "Блок Быкова" – вторая по силе политическая сила в крае. Оказалось, что: а) Быков Лебедю вовсе не указ; б) как депутат Быков себя никак не проявил (более того, ему не удалось, несмотря на все ухищрения, стать депутатом Госдумы); в) "Блок Быкова", получивший 16% голосов избирателей на выборах в ЗСК, сегодня фактически не имеет влияния, отвечающего личным интересам Анатолия Петровича.

 2) Быков продемонстрировал свою непоследовательность в отношении с главными претендентами на кресло - Уссом и Пимашковым. Противоречивость его заявлений (не буду работать в краевой администрации, если губернатором станет Усс; поддержу на выборах Усса, потому что тот - красноярец, образованный и умеет сотрудничать, невзирая на собственные амбиции), обращение к избирателям вырабатывать собственное мнение - все это лишь демонстрировало отсутствие всякой позиции. Неуклюжие заявления Быкова о том, что он хотел помирить Пимашкова с Уссом, а Пимашков на встречу не пришел - лишние свидетельства тому же. Что же касается его поддержки Александра Усса, то Быков заявил об этой самой поддержке лишь тогда, когда результат стал очевиден.

 3) Протестный "быковский" электорат, голосовавший за "Блок Быкова" главным образом на антилебедевской волне в декабре прошлого года, сегодня оказался без дразнящего образа врага, против которого нужно объединиться. В результате упомянутые 16% отдали свои голоса другим кандидатам, программы которых отнюдь не совпадают с декларациями Анатолия Быкова.

 4) Да и сам Быков продемонстрировал аксиому - в отсутствии зримого образа врага сам он исчезает с политической сцены Красноярска. Нет объекта критики (Лебедя) - нет и Быкова. Руку дружбы осужденному по "убийственной" статье Быкову не протянул никто. Причем не во "вражеской" Москве, а в почти родном Красноярске. И это симптоматично.

Ссылки по теме Московский комсомолец