Реанимация – возвращение души

Послушав рассказы врачей "скорой" или травматологов, невольно придешь к мысли, что человеку просто свойственно уродовать себя по поводу и без оного. Однако, как свидетельствует статистика, примерно 90% людей, получивших тяжелейшие множественные травмы, пусть не скоро, но возвращаются к прежнему образу жизни и прежним обязанностям. Что стоит за этими цифрами — искусство врачей или природная способность организма к самовосстановлению?

О запасе прочности человеческого организма и о том, что имеет врачебный арсенал, в беседе с нашим корреспондентом рассказал заведующий отделением анестезиологии и реанимации Ухтинской городской больницы, врач высшей категории Игорь Вадимович Новиков.

... Пострадавший был пьян, активен, носилки игнорировал. Сломанные кости громко хрустели. Но хруст перекрывало исполнение пациентом песни Высоцкого "Я падал вниз, но был спасен...". То, что алкоголь сродни хорошему обезболивающему, наш народ знает не понаслышке.

- Игорь Вадимович, выходит, что пословица "Пьяному море по колено" имеет вполне медицинское обоснование?
- С одной стороны, алкоголизм остается одной из основных причин травм вообще, с другой стороны, если человек жестоко покалечился в состоянии опьянения, он переживает шоковый период несколько легче, чем трезвый пострадавший. У него готовая анестезия. Правда, у хронических алкоголиков после травмы часто развивается белая горячка, возникают осложнения, пневмония, и в результате смертность среди пьющих увеличивается.

- Но травмы преследуют не только любителей "заложить за воротник"...
- Конечно. Нет на земле человека, который бы сохранил свое тело в полной неприкосновенности. Даже само появление человека на свет — уже своего рода травма. А есть просто чемпионы по количеству перенесенных повреждений. Еще в институте нам приводили пример. Гражданин решил повеситься, но веревка оборвалась. Тогда он за неимением бензина облил себя водкой и поджег. Водка оказалась некачественной и горела плохо. Разочаровавшись в отечественной ликероводочной промышленности, парень выбросился из окна с пятого этажа. И остался жив.

- То есть можно говорить об огромной прочности нашего организма?
- Наш организм — это саморегулирующаяся система. И задача врачей — не вмешиваться в ее деятельность, а создать наиболее комфортные условия для самовосстановления.
С другой стороны, множественные переломы в сочетании с повреждениями внутренних органов , с шоком, с большой кровопотерей без врачебной помощи, как правило, смертельны. Такие травмы требуют реанимации и комплексного лечения с применением различных устройств, поддерживающих препаратов и так далее.

- И тогда приходит ваш час: врачи и медсестры вашего отделения борются за жизнь пациента.
- Совершенно верно. Причем, это не пафос, а повседневная реальность. Что такое реанимация? Это возвращение души. Или оживление, например, при выведении из состояния клинической смерти. Мы лечим больных, находящихся в терминальном состоянии, т.е. на границе между жизнью и смертью.

- Сегодня в отделении четверо больных. И все они в том пограничном состоянии?
- К сожалению, да. Все они нуждаются в искусственной вентиляции легких, их собственное дыхание неэффективно. Троим из них нужна лекарственная поддержка, так как их давление и система кровообращения тоже неэффективны. Отними мы хоть один из видов поддержки — финал будет печальным.

- Не дай бог, но если количество больных вашего отделения, к примеру, удвоится. Хватит аппаратов на всех?
- Это проблема. Аппаратов для поддержания жизненно важных функций недостаточно, да и те, что мы имеем, далеко не совершенны.

- Пресловутая финансовая проблема?
- Она самая. Всем, кто так или иначе сталкивается с социальными проблемами, очевидно: власти, бизнес-структурам и общественности нужно прийти к социальному партнерству, которое в идеале предполагает равноправное участие всех сторон в решении общественных проблем. На деле видим другое: власть делает вид, что руководит, бизнес бесконтрольно качает деньги и держит круговую оборону, общество (в том числе и мы, бюджетники) захлебывается своими проблемами. Выбор у сторон "любовного треугольника" небогатый: или дружить, или перейти к программе самоуничтожения.

- Впору говорить, что наша система здравоохранения сама нуждается в реанимации?
- Не станем сгущать краски. Пациент (отечественная медицина) скорее жив, чем мертв. И у нас есть подвижки. Убогость интерьера отделения не скрыть, но ведь есть и светлая перспектива. Мы расширяемся. Благодаря "Лукойлу" оборудованы новые палаты реанимации и интенсивной терапии, медицинские и служебные помещения. Но чтобы все это заработало, нужно еще как минимум 20 миллионов рублей. Сумма, конечно, впечатляет. Но что есть деньги по сравнению с ценой человеческой жизни! В нашем отделении это понимается особенно остро и отчетливо.

- Игорь Вадимович, профессионализм — это, наверное, лишь часть врачебного арсенала?
- Да, и важнейшая часть. Но еще нужно уметь своим пациентам прививать чувство ответственности за собственное здоровье. Ведь дальнейшее улучшение состояния больного лишь на 50% зависит от качества сделанной операции. Остальные 50% - на совести лечащегося. И прежде всего надо помнить, что таблетки не идут ни в какое сравнение с восстанавливающим эффектом простых добрых человеческих взаимоотношений. Любовь — вот лучшее лекарство.

- Великий Авиценна учил: врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва. А Ваш любимый профессиональный афоризм?
- Анестезиолог — это великий грешник, который спит сном праведника.

Есть ли жизнь после смерти?

Антонина, домохозяйка:

-Я верующий человек. Поэтому верю в то, что каждый человек после жизни на земле живет на небе. Также верю в клиническую смерть, после которой люди возвращаются, и в существование рая и ада. Об этом читала много интересной литературы.

Елена, домохозяйка :

- Нет, я материалист. Ни рая, ни ада не существует. Бывает клиническая смерть, и людей возвращают к жизни. Но, если честно, я этим мало интересуюсь.

Ирина Григорьевна, пенсионерка :

- Нет. Я всегда считала, если человек умирает, то и душа его больше не живет. Много слышала о клинической смерти. Мой сын ее испытал. Но что с ним в это время происходило, не рассказывал.

Григорий, инженер:

- Ее не существует. Многие люди испытывают клиническую смерть. В это еще можно поверить. Думаю, во время нее ощущаешь пустоту.

Наталья, школьница :

- Даже не знаю, наверное, нет. Человек умирает и все. Рай, ад и тому подобное — это глупости, придуманные людьми.

Беседовала Надежда СВИРЧЕВСКАЯ,
Еженедельная газета "НЭП+С", г. Ухта

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *