Регионы объявили войну коррупционерам

Тула, Сыктывкар, Великий Новгород, Ярославль, Махачкала — что общего между этими российскими городами? Объединяют их крупные коррупционные скандалы, с участием первых лиц. Коррупционные разоблачения, уголовные дела и реальные сроки заключения буквально волной прокатились по российским регионам. Что это внутренние войны или федеральный тренд?

Буквально один за другим в разных регионах нашей страны стала появляться информация о крупных коррупционных  делах, в которых фигурируют экс-мэры и экс-главы районов. Волна борьбы со взяточничеством принимает национальный масштаб.

Первоначальный посыл пришел, как и положено из федерального центра. Эксперты-политологи отмечают, что все это — последствие объявленной еще несколько лет назад "войны с коррупцией", которая сейчас усиленными темпами  набирает обороты.

"Вы знаете, в нашей стране бывает всякое, и подставы и фабрикация дел, но, можно смело говорить, что в целом, "война с коррупцией, которая началась около трех лет назад с медленной подготовки, то есть подготовки соответствующих законов, позволяющих контролировать доходы и расходы государственных и муниципальных чиновников, сейчас начала набирать обороты", —отметил в интервью корреспонденту "Правды.Ру" политолог Леонид Поляков.

И действительно, к борьбе с коррупцией подключились не только следственные органы, но и региональные представители власти. Губернаторский корпус, насколько это, возможно, поддерживает действия правоохранителей. Отметим, губернатор формально не имеет прямого влияния на муниципальную власть, но в некоторых регионах идет явная чистка среди глав администраций городов и районов.

"Естественно, есть "первые жертвы", которые всегда будут оправдываться тем, что против них ведется политическая кампания, а также ссылаться на избирательность процесса. В этом для них есть свой резон, потому что коррупция превратилась в страшное тотальное зло, которое выгрызает Россию изнутри, блокирует все возможности развития и позволяет наживаться за счет государственных средств и подрывает доверие к власти", — отмечает Поляков.

Читайте также:   Грамотная двухходовка Рамазана Абдулатипова

Так для Республики Коми лето-2013 стало сезоном коррупционных откровений и кадровых чисток. Сначала под арест попадает глава Княжпогостского района Виктор Попов. Служба госбезопасности возбудила по материалам проверки прокуратуры региона уголовное дело. Чиновника обвиняют в организации мошеннической схемы и злоупотреблении должностными полномочиями при распоряжении муниципальным жилищным фондом. Согласно материалам дела, будучи главой района,  Попов передал муниципальные общежития частникам фактически в безвозмездное пользование. Сейчас Попов находится под стражей.

Не успели остыть и подвести итоги в Княжпогостском районе, как фигурантом крупного коррупционного скандала становится экс-мэр Сыктывкара — столицы Коми. Романа Зенищева и его зама заподозрили в получении многомиллионной взятки и превышении должностных полномочий.

По данным следственных органов,  мэр и его помощник подписали муниципальный контракт по строительству и обустройству котельной, сумма которого составила более 49 миллионов рублей. Однако, "Тепловая компания" поставила на объект более дешевое оборудование, чем предусматривалось по контракту. В результате бюджет Сыктывкара потерял 16 миллионов рублей. А Зенищев вместе с замом получили взятку в 10 миллионов рублей.

Помощника бывшего мэра Сергея Лученкова, вскоре удалось задержать, а вот сам Зенищев объявлен в международный розыск. При этом, суд уже выдал санкцию на арест  экс-чиновника заочно.

Далее, 18 июля, правда без скандалов, в отставку подает глава администрации Усть-Вымского района Мустафа Махмудов, руководивший районом более 20 лет. Сам Махмудов утверждает, что вопрос был согласован с высшим руководством республики, и, что просил об уходе он еще год назад.

"Мой уход — это мое личное решение. Нельзя одному чиновнику так долго засиживаться на одном месте, а я районом руководил более 24 лет. Ротация кадров должна быть, пусть работает молодежь. Район я не бросил. Он находится в стабильном социально-экономическом положении и в финансовом плане почти самодостаточный. Весь потенциал промышленный мы сохранили и еще резерв есть. И кадровый потенциал есть достойный", — заявил экс-руководитель муниципалитета.

Однако сам глава Коми  - Вячеслав Гайзер был более жестким в высказываниях в адрес Махмудова. Отмечается, что на Махмудова имеется "целая стопка жалоб". Нарекания касаются недоработок. В частности приводится случай с Центральной Районной больницей, на ремонт которой району выделялось 8 миллионов рублей.

"Я напомню, что никого из вас к креслу мэра насильно не приковывают. Если нет желания или видения, как выполнять свою работу, то освободите место для тех, кто будет это делать", — сказал Вячеслав Гайзер. А собственно Махмудов место и освободил.

"Все эти случаи, если их собрать по регионам, то видно, что фронт "войны" открылся. Действительно, на сегодняшний день есть некий тренд борьбы с коррупцией. Первые подвижки начались еще в президентскую бытность Медведева. А в президентство Путина этот тренд обрел уже не просто очертания какого-то направления — это уже фронтальная атака. Вопрос только в последовательности. Необходимо обеспечить реализацию двух целей: восстановление социальной справедливости, чего ждут все россияне, и создать новый климат в органах власти, впустить молодое поколение, выросшее на принципах справедливости. Я считаю, что вот подобные случаи районного масштаба — показательны в общей картине наступления на коррупцию", подытожил политолог Леонид Поляков.

Читайте самое интересное в рубрике "Регионы"

А что вы думаете о борьбе с экономической и государственной коррупцией в России? Работает ли Федеральный Закон №273 о коррупции в России, и если не работает, по почему? Если ли у вас план противодействия коррупции в России? Поделитесь этим планом или предлагаемыми вами методами в коментариях ниже.

 

Автор Екатерина Карманова
Екатерина Карманова — копирайтер, рекламный менеджер