295 лет назад перенесли столицу

21 мая 1712 года Петр I официально перенёс столицу государства российского из Москвы в новый, заложенный в 1703 г. и толком ещё не отстроенный город. Город, который даже не находился не на окраине государства.

Он был на землях, которые формально, де-юре, принадлежали другому государству - Королевству Швеция. Напомним, что Северная война закончилась только в 1721 году. Согласно заключенному Ништадтскому договору России отойдут многие земли, в том числе и эти. Такого подхода к строительству столицы не было в мировой истории.

Почему же Петр I решил перенести столицу государства в Санкт-Петербург?

Ответов на этот вопрос множество, но, пожалуй, более всего подходит только один. Петр I строил совершенно новое государство, которое не должно быть ничем связано с предыдущим. “Мы наш, мы новый мир построим” - могло бы прозвучать и в те далекие годы из уст сподвижников Петра.

Правда, следует заметить, что в свое время князь Андрей Боголюбский, который владел Ростово-Суздальским княжеством, тоже перенес столицу своего государства из Суздаля во вновь отстроенный город Владимир. И также - именно по этим причинам. Но в этом городе князю было неспокойно. И тогда он переносит свой двор в укрепленный замок Боголюбово, откуда и правил последние годы жизни.

Петр I на месте менял государственное устройство на абсолютную империю, поэтому патриархальная Москва с ее устоями жизни не подходила ему. Он решил строить по подобию западных городов, тем самым стряхнув с России и боярский прах. Но, самое интересное, что ни Петр I, ни все последующие Романовы в течение более 200 лет так и не удосужились подписать документ, утверждающий Петербург в столичных правах.

Россия сильно поплатилась за перенос столицы, на которую тратилась очень значительная часть российского бюджета, который в первое десятилетие XVIII века колебался от 3 до 9 млн. рублей.

По масштабам строительства Петербурга не сравнится ни с чем. Не было, пожалуй, в истории такого действия. Общеизвестным является факт, что в городе было построено значительно больше, чем можно представить. Ведь многие здания и сооружения погибли при наводнениях и пожарах, некоторые были отстроены заново, от других остались только чертежи и фундаменты. Надо не забывать и том, что в тех местах практически отсутствовали дороги, поэтому в город шли суда по Ладоге. Как известно, условия там сложные, поэтому многие суда шли ко дну вместе с командами.

При этом центр перекладывал бремя расходов на местные бюджеты. Каждая губерния ежегодно обязана была “поставлять” в столицу по нескольку тысяч человек и в 2 раза большую денежную сумму на их содержание. В одном из указов написано: “Велено взять на вечное житье с 8 губерний 4720 человек ремесленников с женами и детьми”. Их годовое жалованье тогда составляло 12 руб. и 10 руб. - на хлеб. Для строительства Петербурга рабочих высылали с 1710 по 1718 год. Самые большие “партии” людей должна была обеспечивать бывшая столица.

В приказном порядке столица заселялась не только рядовыми исполнителями, но и более высокооплачиваемыми участниками рынка рабочей силы. Так, Петр I распорядился и о “поставке” в Петербург торговых людей, “первостатейных и средних, добрых и зажиточных, с семьями. Бессрочно”. 1714 год “подарил” столице 300 торговых людей из московских гостиных сотен и 300 мастеровых “всех художеств” из черных слобод.

Правда, лишь немногие из них оказались способны наладить торговлю на новом, незнакомом месте в незнакомых условиях. Так что, первоначальные бессрочные поселенцы уже в 1719 году были отправлены раздосадованным императором обратно.

Не хотели тратить деньги в новой столице и более серьезные собственники. По распоряжению Петра в Москве имели право находиться лишь связанные службой в учреждениях или болеющие чиновники и дворяне. Для установления болезни проводились специальные освидетельствования. Например, в 1724 году, когда из Петербурга пришел запрос о причинах неявки в новую столицу Голицына, московский обер-полицмейстер Греков приказал осмотреть князя в собственном присутствии. Оказалось, Голицын действительно был болен. Решение врача звучало безапелляционно: “Болезнь называется меланхолиум-ипохондрикум. За оными болезнями надлежит быть до совершения исцеления, а ныне ему ехать в Санкт-Петербург невозможно”.

И все-таки, несмотря на все трудности, город засверкал своей красотой на небосклоне Европы и почти 206 лет считался столицей Российской империи.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить