Сегодня – День флотского штурмана

День штурмана Военно-Морского Флота отмечается сегодня, в день основания штурманской службы Российского флота.

Раньше День штурмана ВМФ праздновался в дни весеннего и осеннего равноденствий. Именно в эти дни можно точно и без инструментов определить стороны света - Солнце в любой точке восходит строго на востоке, а заходит, соответственно, на западе. Но с 1997 года, в соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ, День штурмана Военно-Морского Флота отмечается 25 января, в день основания штурманской службы Российского флота.

Ну, а какой флот без юмора? Сегодня – очередная байка из подводницкой кают-компании “Правды.ру”. Естественно, имеющая самое прямое отношения к штурманам.

Баренцево море, глубина 120 метров, ход 12 узлов, акустический горизонт чист. На вахте третья боевая смена, на земле около полуночи. А в центральном посту АПЛ вахтенный механик, комдив-три, и вахцер, помощник командира, от скуки упражняются в дифферентовке на ходу.

Пом, потомственный штурман, мореман в третьем поколении (дед его чуть ли не на “Авроре” служил) учит вахмеха дореволюционной методике: мол, раньше, чтобы лодку наклонить, приказывали подводникам то в нос, то в корму бегать. Он же пудрит мозги трюмному мичману за общекорабельным пультом: “А ну-ка, перегони с десяток подводников в первый отсек! Ты что, не понял, чучело? Дай тонну в носовую дифферентную! Всему вас учить надо...”

Он же наставляет рулевого за пультом “Шпат”: “Если указатели положения рубочных и больших кормовых горизонтальных рулей вверх направлены, как стрелочка, надо откачивать из уравнительной, если вниз — принимать!” Вахмех наблюдает за дрессировкой пультовиков вполглаза: надо к сдаче вахты готовиться, журналы заполнять, дифферентовку на ноль часов подкалькулировать и так далее. Потом он шепчет что-то на ухо трюмному, подмигивает рулевому и отпрашивается у вахцера в гальюн. На секундочку.

Пом снисходительно машет ручкой: ступай, и без тебя справимся. Вахмех уходит, и тут трюмный вдруг заявляет: “Ой, что-то мой пульт ОКС не фурычит, зараза.” Пробует погонять воздух по дифферентной системе, пустить ГОНы (главные осушительные насосы) — не получается. И воздушный пульт чего-то барахлит — никак не продуться в случае чего. Ни хрена не фунциклирует! А рулевой тут же страшно шепчет: “Ого, лодка руля не слушается, “Шпат” отказал!” Вахцер медленно бледнеет.

По внутрикорабельному телефону звонок: это комдив-три перед гальюном заглянул на пульт ГЭУ. У операторов, оказывается, какая-то фигня с турбинами творится, скоро крутиться перестанут. А у реакторов скоро АЗ сработает. Вахцеру то холодно, то знойно. Рулевой добавляет жару: медленно проваливаемся на глубину...

Ошалевшему вахцеру не приходит в голову даже глянуть на глубиномер. Дрожащие руки лихорадочно тянутся то к микрофонной гарнитуре “Каштана”, то к внутреннему телефону. Будить командира, играть тревогу, читать молитву? Командир башку открутит, за тревогу кап-три не дадут (а срок уж близко), а Бога, как учит марксизм, вообще нет. Где вахмех, совсем обосрался в своем гальюне, что ли? Пом принимает наимудрейшее решение — щелкает тумблером жилого 5-бис отсека на “Каштане” и испуганно блеет в микрофонный “банан”: “Эй, вахтенный, срочно буди всех, пусть бегут в десятый отсек! Да, развод там будет. Да, обе смены поднимай! Дурень, нам нос лодки поднять нужно!! Всем подъем!!!”

Втихаря согнать подводников в корму не получается. Трезвонит телефон, хрюкает “Каштан”. Сонные голоса невежливо интересуются, не сбрендил ли центральный.

Появляется вахмех, облегченный и счастливый после гальюна. Заговор раскрывается. Пом не обижается, потому что все хорошо кончается. Все работает! Его комментарий вахмеховского (а также трюмовского и рулевского) подкола через несколько лет используют в популярном кино: "Ну, мужики, вы, блин, даете!"

Обсудить