- 24 марта 2006 г.

В понедельник в ДИТРе Севмаша прошел “круглый стол” Общественной палаты (ОП) на тему “Проблемы отечественного судостроения. Внедрение высоких технологий”.

В мероприятии, завершившем праздничный цикл к 100-летию российского подводного флота, участвовали члены ОП во главе с ее секретарем академиком Евгением Велиховым, а также руководители предприятий, научных и учебных заведений Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Северодвинска и Архангельска.

Сами доклады носили специальный характер и к тому же были закрытыми для прессы. Самое, может быть, интересное для неспециалистов началось во время обсуждения. Например, прославленный генеральный конструктор подводных ракетоносцев академик Сергей Ковалев подверг не по-юбилейному резкой критике политику руководства страны в области промышленности и – шире – экономики.

- Почему мы ничего не делаем без привлечения иностранцев? – возмущался Сергей Никитич. – Даже разнесчастную платформу строили по иностранному проекту, не говорю уже об этом верхнем строении! А ведь у нас был аналогичный проект, и уверяю вас, что если бы государство его поддержало, то платформа давно уже стояла бы на месте и работала! Неужели атомный флот, который мы построили, не приглашая норвежцев, был менее сложной задачей?..

Требуется опираться на собственные силы и собственный ум, тогда все программы будут служить индустриальному развитию страны! Вот те вопросы, которые Общественной палате нужно ставить перед правительством!.. Детям и внукам нужно оставить не набитый иностранными ценными бумагами Стабилизационный фонд, а индустриально развитую страну.

Генеральный директор ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова академик Валентин Пашин, по оценке собравшихся, сформулировал целую программу развития судостроения. По словам Валентина Михайловича, серьезная проблема в том, что ни один из документов, определяющих приоритеты государства, не называет ни судостроение, ни судоходство, ни освоение шельфа. Соответственно этим видам деятельности не приходится рассчитывать на масштабную поддержку. В разговоре с властями следует в первую очередь настаивать на включении в число национальных приоритетов работ на морском шельфе и в целом ресурсов Мирового океана, а также определить развитие ВМФ как важную геополитическую задачу. До сих пор все попытки убедить в этом правительство оканчивались неудачно. Мировая практика знает примеры всемерной государственной поддержки отечественного судостроения – вплоть до прямого субсидирования, подчеркнул академик Пашин.

Президент ГРЦАС, член ОП Давид Пашаев был в своем выступлении достаточно критичен. Он констатировал, что федеральная целевая программа освоения шельфа сначала была включена в состав программы “Мировой океан” в урезанном виде, а затем и практически свернута. Ответы правительства на запросы не могут удовлетворить судостроителей и энергетиков. Более того, возможное вхождение в ВТО грозит ликвидацией даже тех немногих формальных гарантий, которые еще остались, например, положения о 70-процентном участии отечественных предприятий в освоении шельфа. Грузопоток в России увеличился по сравнению с советскими временами в полтора раза, однако если в СССР 60 процентов перевозок совершалось под отечественным флагом, то ныне – не более 5-6 процентов.

Евгений Велихов также признал все эти проблемы. Однако отметил и положительный опыт последнего десятилетия, прежде всего серьезные наработки в строительстве морских платформ на Севмаше. Северодвинская верфь и в этой сфере показала себя полноправным участником мирового рынка, заметил секретарь Общественной палаты.

Материалы “круглого стола” предполагается использовать в докладе ОП президенту и внести в план работы с правительством.

Алексей Янин, “Корабельная сторона”

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить