Флагман российского атомного кораблестроения отмечает день рождения

Знаменитый на весь мир Севмаш сегодня отмечает 67-ю годовщину образования. Это уникальное предприятие называют флагманом военно-кораблестроительной отрасли России.

21 декабря 1939 года был основан завод N 402 в Молотовске (ныне Северодвинск, Архангельская область) . В северном доке стапельного цеха состоялась закладка линкора “Советская Белоруссия”. Сейчас этот цех вырос до размеров Северного машиностроительного предприятия , флагмана атомного судостроения России.

Коротко о “флагмане отрасли”, “адмирале русских корабелов” написать не получается. Ведь его история – это история всего русского военного атомного подводного флота! На площади 4 тысячи гектаров начиная с лета 1936 года развернулась грандиозная по замыслу и размаху работа.

По решению Совета Труда и Обороны СССР от 31 мая 1936 года возводились цеха и сооружения Архангельского судостроительного завода. Таково было первое название Севмашпредприятия. Мощность его по проекту была грандиозной и должна была равняться суммарной мощности всех судостроительных предприятий страны того времени. Впрочем, к титаническим масштабам в то время привыкли.

Строительство завода и рабочего поселка было поручено специально созданной для этих целей организации “Судострой”. 18 июня 1936 года пароходы “Иван Каляев”, “Вычегжанин” и несколько барж доставили на площадку первых строителей. Полуразрушенные здания Николо-Карельского монастыря, палатки и каркасные одноэтажные бараки стали их первым жилищем. Строили гигантский завод в основном северяне из Архангельской, Вологодской областей, республики Коми.

К концу 1937 года строителей было уже около 15 тысяч, и 21 декабря 1939 года в северном доке эллинга первый корабль был заложен. Началась новая эпоха в истории всего российского кораблестроения. Этот день и считается днем рождения Севмашпредприятия.

У севмашевцев за долгие годы вырабатывалось своеобразное “лодочное” мышление, для них выполнение требований к надежности конструкции стало правилом работы и девизом жизни. За все время эксплуатации подводных кораблей, построенных на предприятии, не было ни одного случая потери прочности корпуса на глубине. “Сделано на СМП” — стало гарантией надежности подводных кораблей на протяжении последних десятилетий.

Когда читаешь историю Севмашпредприятия, все время повторяешь про себя слово “самый”. Самая большая в мире атомная подводная лодка, самая глубоководная, самая быстрая. Многие корабли, построенные на Севмашпредприятии, достойны занесения в книгу рекордов Гинесса.

Всего 16 дизель-электрических подводных лодок проекта 629 было построено на Севмашпредприятии. Впоследствии они были модернизированы для подводного старта баллистических ракет. С подлодок проекта 629-А и начинались ракетные подводные крейсера стратегического назначения. АПЛ проекта 675 несут в специальных поднимающихся контейнерах 8 протовокорабельных ракет. За пять лет, начиная с 1961 года, на Севмашпредприятии было построено 16 таких кораблей.

С мощных кораблей проекта 667А начинается второе поколение атомных подводных лодок. Знаменитые “азухи” стали самой массовой серией АПЛ, построенных на предприятии — их было спущено на воду 24. Производство работало как конвейер, в один из годов Севмаш сдал флоту сразу пять таких подлодок. Они стали для вероятного противника Советского Союза самым главным сдерживающим фактором, уберегавшим нашу страну от войны. С вводом в боевой состав флота достаточного количества этих подводных ракетоносцев в начале семидесятых годов в мире заметно потеплело, руководители СССР и США начали разговоры о рязрядке.

Проект 667 был настолько удачным, что более двух десятилетий на Севмаше строились несколько его модификаций: 667-Б, БД, БДР, БДРМ. В каждой новой модификации применялись новейшие достижения корабельной науки, устанавливалось новейшее вооружение. Эти стратегические подводные ракетоносцы с баллистическими ракетами до сих пор с честью несут боевую службу в мировом океане. Ракетный подводный крейсер проекта 941, или, как называют его корабелы Севмаша, “Акула”. 20 трансконтинентальных баллистических ракет несет на борту эта подлодка.

Создание ее стало своеобразным ответом на начало строительства в США АПЛ системы “Трайдент”. На Севмашпредприятии было построено 6 АПЛ этого проекта. АПЛ проекта 949, названные твердым, как камень, словом “Гранит”, вполне оправдывают свое имя. Головная АПЛ этого проекта, заказ 605, открыла счет атомным подлодкам третьего поколения. 13 кораблей этого проекта, построенные на предприятии, сейчас носят имена российских городов.

Последняя из АПЛ этой серии, “Томск”, сейчас несет службу на тихоокеанском флоте. Севмашпредприятие стало пионером в применении титановых сплавов для корпусов подводных лодок. Новатором, как и при постройке первой атомной подводной лодки, вновь стал цех 42. Немало трудов пришлось потратить его работникам, чтобы освоить сварку этого капризного металла. Однако справились, освоили уникальные технологии. И практически все титановые корабли сами стали уникальными. АПЛ проекта 661 прозвали в народе “Золотой рыбкой”.

Эта титановая рыбка, сданная флоту 21 декабря 1968 года, стала действительно золотой по своим тактико-техническим данным. Например, максимальная скорость подводного хода этой подлодки на одном из испытаний составила 44,7 уза — 83 километра в час! Этот своеобразный рекорд до сих порне превзойден ни одной подводной лодкой в мире. А три уникальных корабля из титана проекта 705К, сданные флоту с 1977 по 1981 год, считали опередившими свое время. Высокоскоростные, малого водоизмещения, полностью автоматизированные, они в свое время нагнали немало страха на американцев.

Аналогов таких кораблей у США до сих пор нет. АПЛ проекта 685, трагически погибший “Комсомолец”. Эта подлодка была спущена на воду 9 мая 1983 года, в День победы. И победа действительно была — над глубиной. 4 августа 1985 года АПЛ К-278 погрузилась на недосягаемую до сих пор для подлодок глубину — один километр. По существу, советские подводники осуществили давнюю мечту ученых и писателей-фантастов об освоении гидрокосмоса. 7 апреля 1989 года трагическая авария оборвала историю этого уникального корабля...

На Севмашпредприятии вечно будут хранить память о 42 погибших моряках-подводниках. Многоцелевые АПЛ проекта 971 серии стали самыми совершенными и малошумными подлодками российского ВМФ. Головная АПЛ этого проекта, сданная флоту в декабре 1988 года, была названа “Барсом”. Так же называлась головная подлодка серии из 27 единиц, построенная в России еще в начале века. “Барс” продолжает традиции своего “дедушки”. В конце минувшего года Владимир Путин благословил на успешную морскую службу очередную АПЛ этой серии, получившую название “Гепард”.

Сейчас эта подлодка успешно несет боевую службу в океане. На закладке новейшей АПЛ “Юрий Долгорукий” побывали многие первые лица государства. Мэр Москвы, лидер движения “Отечество” Юрий Лужков теперь лично ведет контроль за ходом строительства этой подводной лодки. Появился у российской столицы свой корабль! Со времени закладки корабля тесные связи установлены у Севмаша с руководством столицы. Не раз отдыхали в Москве дети корабелов, не раз юные москвичи приезжали к нам. Юным россиянам предстоит продолжать дело отцов.

160 подводных кораблей различного класса и назначения было построено на Севмашпредприятии, начиная с 1954 года. Из них 127 атомных подводных лодок. Завод, который можно по праву назвать своеобразным адмиралом российских корабелов, вышел на передовые рубежи в мировом подводном кораблестроении.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить