Забытый подвиг советских подводников

В Северодвинск (Архангельская область) прибыл министр обороны РФ Сергей Иванов. Предполагаю, что он будет говорить о дальнейшем развитии нашего подводного флота. Но нелишне, на мой взгляд, в эти июльские дни вспомнить и тех, кто 44 года назад, 17 июля 1962 года, на атомной подводной лодке К-3 "Ленинский комсомол" впервые всплыл в районе Северного полюса.

Перебираю письма, документы, фотографии подводников атомохода "Ленинский комсомол". Со многими был знаком лично, получал письма, которые после ухода из жизни этих людей стали единственными свидетелями событий сорокачетырехлетней давности.

Почему именно этому кораблю было доверено открыть арктическое подледное плавание? Полный ответ на этот вопрос дал адмирал флота В. Чернавин (капитан 2 ранга В. Чернавин командовал лодкой - дублером, которую готовили к походу на Северный полюс на случай непредвиденных обстоятельств): "Сама судьба этого корабля определила его первопроходчество. Ведь "Ленинский комсомол" - первая атомная подводная лодка. Ее экипаж был первым советским экипажем подводников-атомников. И, естественно, этому атомоходу многое приходилось делать впервые в истории отечественного флота.

За успешное освоение новой техники первый командир "Ленинского комсомола" глубоко уважаемый подводниками всех поколений в то время капитан 1 ранга Леонид Гаврилович Осипенко был удостоен звания Героя Советского Союза. Его старпом капитан 2 ранга Лев Жильцов и первый инженер-механик атомохода инженер-капитан 2 ранга Борис Акулов были награждены орденами Ленина. Несколько человек были удостоены орденов Красного Знамени, а все моряки срочной службы - медалей Ушакова. И по наградам и по трудам не было в то время экипажа, равного экипажу "Ленинского комсомола"...

Нам дорог и вид твой - суровый и милый,
Ты лучше других кораблей.
Для нас ты – кусочек Отчизны любимой
В бескрайних просторах морей...

Эту песню написали коллективно моряки экипажа Жильцова. И не раз она звучала в отсеках во время того сорокачетырехлетней давности похода.

- А поход был связан с опасностью и риском, - скажет после Герой Советского Союза вице-адмирал в отставке Александр Иванович Петелин, - ведь Арктика сурова. Она не прощает ни малейшей оплошности...

За время четырнадцатилетней службы на Северном флоте я неоднократно бывал на борту "Ленинского комсомола", встречался с участниками исторического похода, переписывался с теми, кто в силу различного рода причин покинул Северный флот. Первопроходцев всегда ожидают сюрпризы, требующие мобилизовать все силы и выдержку на их преодоление. Поэтому экипаж тщательно готовился к походу. Эту подготовку океан проверил в первые же дни: стал резко нагреваться подшипник одной из систем. Опытные старшины Метельников, Воробьев, матросы Вьюхин, Ильинов под руководством инженер капитан-лейтенанта Шурыгина быстро его заменили.

- В экстремальных условиях мы впервые испытали атомную энергетическую установку - сердце корабля, - вспоминал Герой Советского Союза Рюрик Александрович Тимофеев, бывший командир электромеханической боевой части "Ленинского комсомола". - Результаты превзошли ожидания и конструкторов и личного состава. Были доказаны практически неограниченные возможности атомных лодок, их способность проходить без всплытий десятки тысяч миль...

Николай Петрович Ботин, во время исторического плавания старшина команды машинистов-турбинистов, в одном из писем писал мне: "Самая дорогая реликвия у меня от службы - это фотография и грамота, врученные мне на Северном полюсе командиром Львом Михайловичем Жильцовым.. И главная заслуга в успешном выполнении подледного похода к полюсу - это грамотные, отважные и решительные действия нашего командира Л.М. Жильцова, нашего механика Р. А. Тимофеева, старшего на борту командира базы А.И. Петелина, а также всех офицеров дивизионов и служб. Личный состав к плаванию тоже был подобран особо, среди нас маменькиных сынков не было Поход был не из легких. Выходил из строя циркулярный насос, грелись подшипники линии вала и генератора, много было проблем с протоком холодной воды по трубам, которые одевались в белую шубу, были искажения в показаниях шкалы манометра забортного давления...

Однако каждый из нас, моряков, на своем посту старался выполнять четко и неукоснительно все операции. Конечно, сегодня уже забываются фамилии участников похода и сослуживцев. Как бы хотелось встретиться, поговорить друг с другом, посмотреть...

Не знаю, как кому, но мне еще запомнился на всю жизнь волнующий момент вручения награды Никитой Сергеевичем Хрущевым. У меня, человека, не знавшего и не ощущавшего материнской ласки, отцовского твердого плеча (отец погиб в сорок первом) после слов и по-отечески доброго взгляда Хрущева появились слезы на глазах".

А это строки из письма Александра Яковлевича Штурманова, политработника корабля во время похода к полюсу:

"К июлю 1962 года не было достаточно информации о толщине паковых льдов, об осадках айсбергов, о статистике полыней, разводов, водных каналах во льдах, пригодных для всплытия, о распространении звука подо льдами, о мерах безопасности при аварийных всплытиях и т. д. Не применялись в то время спутниковые системы навигации. У первого нашего атомохода, коим и была лодка К-3, надежность приборов и систем была значительно ниже, чем у современных атомных субмарин. Поэтому командованию корабля, специалистам, всему экипажу необходима была особая бдительность в сочетании с высокими моральными качествами, отличная техническая и специальная выучка, четкое соблюдение режима несения вахт. Об этом в ходе плавания неоднократно напоминали командующий объединением контр-адмирал А.И. Петелин, командир корабля.

Четко и уверенно действовал центральный пост. Особенно напряженно было здесь во время всплытия в полыньях, разводах. Уверенно прокладывала курс к Северному полюсу штурманская служба. Отлично выполняли свои обязанности специалисты БЧ-5 во главе с инженер-капитаном 2 ранга Р.А. Тимофеевым, обеспечивая безопасную работу энергетической установки. Круглосуточной вахтой гидроакустиков руководил капитан-лейтенант Е.И. Ибрагимов.

17 июля в 6 часов 50 минут подводная лодка достигла Северного полюса. Пройдя дважды географическую точку полюса, лодка всплыла среди паковых льдов. На вершине торосового льда экипаж водрузил государственный флаг нашей Родины. Свободные от вахты моряки вышли на лед, состоялись лыжные прогулки, футбольный матч и стрельба по мишеням из малокалиберных винтовок. На льду, в закупоренной наглухо бутылке оставили мы записку о присутствии советских подводников-атомщиков на Северном полюсе...

Поход атомохода "Ленинский комсомол" доказал возможность плавания наших подводных лодок в высоких широтах под толщей арктического льда, были собраны ценные научные данные по глубинам океана, рельефу поверхности дна. Была подтверждена гипотеза советского океанографа Я. Гаккеля о наличии в Арктике еще одного подводного хребта. Позже его назвали хребтом Гаккеля, а одну из вершин - именем подводной лодки "Ленинский комсомол". Отечественные судостроители и конструкторы доказали, что они находятся на самых передовых рубежах научно- технического прогресса..."

Командовавший в том памятном походе лодкой Лев Михайлович Жильцов заниматься писательством по его собственному заявлению, не любил. В одном из писем мне контр-адмирал Жильцов сообщил:

"Я тут как-то к 25-летию похода нашей лодки на полюс нашлепал одним пальцем кое-какой материал. Печатаю на паршивой прокатной машинке, потому, что мой почерк еще паршивей. Этим моим материалом воспользовались многие газеты и ТАСС. Но что характерно для всех прошедших в печати сообщений - это опять все выстрогано цензурой. Главный штаб ВМФ считает, что еще рано открывать новые детали того похода, а надо ограничиться лишь тем, что уже проходило в печати. Мотивы такого решения ГШ ВМФ мне приблизительно ясны. Главком сам собирается издать об этом событии книгу. Причем не своими руками, а за него пишет очень толковый парень. Потому, вы сами понимаете, мне снова работать ночами на корзину не резон. Если надо, готов помочь материалами и рассказом. Просто у меня такое трудное семейное положение, что мне писательством заниматься некогда. Я ведь из-за этого сам попросился в отставку, хотя мог еще служить и служить..."

Позже Жильцов так рассказывал о походе на Северный полюс: "Все помню до мельчайших подробностей. Это было ведь главным событием всей моей жизни. Штурман доложил мне о приближении к полюсу за пятьдесят минут. Вахтенный офицер объявил об этом по радио. Все бодрствовали. Стали готовить завтрак, торт испекли. Александр Иванович Петелин предложил мне выступить по трансляции, поздравить всех участников похода со столь знаменательным событием.

Я человек не сентиментальный, но тогда говорить было трудно от нахлынувших чувств. Ровно в 6:50 прозвучало: " Есть полюс!" И в ответ во всех отсеках раздалось дружное "Ура! ". На обратном пути мы всплыли почти у полюса. Описать то зрелище у меня слов не хватит. Передали донесение на флот. Получили ответное радио. Тут же пришла и правительственная телеграмма с поздравлениями..."

За успешное выполнение специального задания контр-адмирал А. Петелин, капитан 2 ранга Л. Жильцов, инженер-капитан 2 ранга Р. Тимофеев удостоились звания Героя Советского Союза. А весь личный состав атомохода - государственных наград. Отдавая дань мужеству участников похода, назову известные мне фамилии тех, кто покорил полюс: А. Петелин, Л. Жильцов. Р. Тимофеев, Г. Первушин. А. Штурманов, И. Мазюк, Л. Коломийченко. А. Шурыгин, Н. Соколов, Н. Колтон, М. Луня, Р. Шангораев, Н. Метельников, Н. Воробьев, Г. Вьюхин, О. Певцов, А. Ильинов, И. Десятчиков, В. Федосов, А. Крюков, М. Сафонов, В. Михайлов, В. Шепелев, В. Резник, А. Крикуненко, Т Ахмеров, В. Булгаков, П. Чикин, Ю. Рушков, Л. Шинкарев, В. Козлов, Н. Ботин, И. Бякшев, И. Кожухов, Е. Ибрагимов, Н. Абдулин, Ю. Шитов.

По-разному сложились в дальнейшем судьба участников похода. С одним из них, Ильей Борисовичем Колтоном, флотская служба свела меня на флотилии атомных подводных лодок в заполярном Гаджиево. В середине семидесятых после окончания Военно-морской академии капитан 2 ранга Колтон служил заместителем командира соединения атомных подводных лодок по электромеханической части. В 1978 году Илья Борисович защитил кандидатскую диссертацию. К ордену Ленина за поход на Северный полюс прибавились затем орден "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3 степени, Трудового Красного Знамени, медаль академика Курчатова. В том же Гаджиево моим соседом по этажу был командир электромеханической боевой части атомохода капитан 2 ранга Володя Резник, ходивший на полюс лейтенантом.

Медаль "За трудовую доблесть" прибавил к ордену Красного Знамени и Николай Ботин. После службы на атомоходе в начале шестидесятых годов он вместе с другими покорителями полюса - Ю. Шитовым, П. Воробьевым, Н. Абдулиным, А. Метельниковым приехал на монтаж оборудования Белоярской АЭС. Затем бывший подводник трудился на Билибинской АЭС, Башкирской АЭС. Избирался депутатом Свердловского областного совета.

По стопам своих отцов пошли и многие участники той подводной эпопеи. В частности, сын корабельного политработника Штурманова. В том же поселке Гремиха, где служил доктор "Ленинского комсомола", служил и его сын...

44 года прошло с того дня, как впервые подводники под командованием Льва Жильцова достигли Северного полюса. Нет уже в живых командира К-3, многих из тех, кто водружал военно-морской флаг над полюсом. Но дела их и подвиг живут в памяти тех, кому дорога история нашего государства и его военно-морского флота.

Валерий Громак, Калининград

Читайте также: НОВОСТИ КАЛИНИНГРАДА

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить