в Архангельской области большинство автотранспортных предприятий обанкротились

Северодвинское пассажирское муниципальное автотранспортное предприятие осталось единственным в Архангельской области муниципальным автотранспортным предприятием, к тому же самым большим. Все остальные обанкротились. Почему это произошло? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, совершим сначала небольшой экскурс в историю пассажирских перевозок в Поморье.

19 июля 1907 года потомственный дворянин Назарий Белый открыл первое в России автобусное сообщение в городской черте Архангельска. 20 местный омнибус немецкой фирмы NAC (прародитель MAN) стоил 30.000 рублей. Проезд обывателю обходился в 5 копеек. Просимую концессию на 20 лет городская Дума не разрешила, ограничив срок действия договора 8 годами. В связи с укорочением срока окупаемости стоимость проезда вскоре была поднята до 8 копеек. Тогда же появились и первые льготники, которыми стали полицейские чины городской Управы.

Первые же рейсы чудо-машины вызвали небывалый ажиотаж среди горожан. В связи с этим было решено довести их количество до двадцати, а периодичность движения сократить до 15 минут. Проблемой стала переправы второго омнибуса через Северную Двину, поскольку единственная баржа, способная поднять на борт 350 пудовую машину, была занята.

Одновременно выяснилась плохое качество городских дорог, неспособных обеспечить проезд тяжеловесу. Вследствие данного обстоятельства предприниматель испросил разрешение на прокладку деревянных мостков, которые обязался разбирать в случае необходимости по первому требованию властей.

Дотошно оговаривалась форма, которую обязана была носить автобусная прислуга: водители, кондукторы, контролёры. Диктат тарифа на проезд вынудил Белого экономить на всём. Был уволен ранее нанятый в Санкт-Петербурге опытный, но “дорогой” водитель. Местные жители, хотя и просили меньшую зарплату, но плохо знали работу. Из-за незнания техники безопасности, как бы сказали сейчас, во время заправки бензином, от близко поднесённой лампы вспыхнула одна из машин, от которой загорелась и рядом стоящая вторая.

Наполеоновским планам Назария не суждено было сбыться. Концессия была уступлена колонисту из Мурманской губернии Деньгину, который год спустя повторно завез омнибусы и окончательно утвердил торжество автобусов на городских улицах Архангельска, чем вынудил снизить стоимость поездок частных извозчиков, ранее монопольно владевшим рынком пассажирских перевозок.

Северодвинское ПАТП осталось единственным в нашей области муниципальным автотранспортным предприятием, к тому же самым большим. Все остальные обанкротились. Частные перевозчики, которых только в Архангельске около 70, пошли по пути оптимизации налогов, разделив свои автопарки по 20 машин.

Предприниматели нарушили одну из заповедей серьёзных бизнесменов: нельзя выстраивать долгосрочные проекты, основываясь на оптимизации налогов. Законодательство может поменяться в любой момент. Так и случилось. С 1 января 2008 года базовая ставка налога на вмененный доход будет исчисляться не с машины, а с одного посадочного места, и составлять она будет 1500 рублей, т.е. налог увеличиться более чем в шесть раз! Забавно было выслушивать рассуждения Председателя Ассоциации частных перевозчиков, который на “голубом глазу” грозился в шесть раз (54 рубля) увеличить тариф на проезд.

Из огромного списка плана по празднованию 100-летия архангельского автобуса, осталось одно мероприятие. Администрация области, и Архангельска полностью устранились от возможности попиариться на этой теме. Не на чем! Архангельские “частники” пожадничали, отказавшись даже от сокращенной программы, предлагаемой нашим предприятием. Убогость менталитета коллег, заставила, хлопнув дверью, выйти из Совета Ассоциации. Немцы, изначально готовые поучаствовать, лишь покачали головами, с печалью и недоумением взирая на наших “бизнесменов”.

Из кассы Ассоциации перевозчиков, т.е. из членских взносов, оплатили лишь банкет. На мероприятие, которое могло бы стать символом года Архангельска чиновники из мэрии и Департамента транспорта области пришли в нарядах “я проездом с дачи”, явно демонстрируя своё пренебрежение к собравшейся горстке транспортных предпринимателей.

Да и как иначе можно относиться к ним, если люди этого сословия без кавычек сто лет назад дарили городу помещения и книги для организации библиотеки, а сегодняшние “купцы” отбирают эти же библиотеки у народа, устраивая в них харчевни. Посидели тихо, как на поминках, разошлись быстро.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить