В деле утилизации атомных подлодок «Звездочка» впереди планеты всей

Две пятницы подряд - в последнюю августа и первую сентября - на акватории "Звездочки" швартовались очередные атомные подводные лодки проекта 671. Они прибыли с Кольского полуострова для прохождения утилизации в рамках международной программы "Глобальное партнерство".

Событие за последние годы уже привычное: только по договоренности с Канадой, кроме двух вышеназванных, ранее с Севера было доставлено девять многоцелевых АЛЛ, выведенных из состава Военно- морского флота. Но в этот раз доставка лодок проходила с характеристикой: впервые в мировой практике.

Да, впервые за всю историю подводного флота атомные лодки пришли не своим ходом, как это бывает при плановом ремонте, и не на буксировке, как это происходило ранее с кораблями, определенными для утилизации, а были доставлены на самоходном полупогружном судне "Transshelf" голландской компании "Dokwise". Эта компания имеет большой международный опыт перевозки крупногабаритных заказов, в том числе и подводных кораблей, но только дизельных.

Атомные субмарины такое морское путешествие перенесли впервые. Этап подготовки и сама операция привлекли внимание зарубежной прессы в первую очередь неординарностью решения, принятого российскими специалистами. Не последнее место сыграла и экологическая безопасность такой транспортировки для окружающей среды.

Этот способ доставки атомных лодок был выбран обдуманно и взвешенно как наиболее приемлемый, при этом учитывалось техническое состояние, в котором сегодня находятся данные АПЛ. Подготовку кораблей к перемещению выполняли гражданские экипажи управления утилизации (УВЭЯО) под руководством Сергея Смагина (заводской номер заказа 602) и Владимира Пирожкова (заказ 606).

Переход прошел успешно. На борту судна вместе с ее экипажем весь путь каждую лодку сопровождала аварийно-спасательная группа из семи человек - из состава гражданского экипажа. Уже на акватории предприятия свою задачу по постановке лодок на определенные им штатные места грамотно и оперативно выполнили специалисты 22-го цеха под четким руководством капитана предприятия Николая Андреева.

Но любой, даже самый подробный рассказ об этом далеко не заурядном событии, не может вместить огромный пласт подготовительной работы, собранный сегодня в тома сухих документов. Но это так и есть, потому что только для того, чтобы самоходное полупогружное судно, принадлежащее сегодня иностранной компании (до 2004 года оно принадлежало России, а потом было продано), могло быть привлечено для транспортировки атомных лодок с военного судоремонтного завода из города Полярный на предприятие "Звездочка", потребовалось специальное распоряжение правительства Российской Федерации.

Подготовкой, согласованием этого распоряжения, а далее координатором всех работ был замначальника ПДО Алексей Мальцев. На него, а также на Тимура Кильматова, Георгия Мирошникова и других специалистов УВЭЯО легла основная ноша вопросов организационного характера этой уникальной операции.

Сегодня и Тимур, и Георгий, подводя итог решения сложной, трудной и неординарной задачи, отмечают: успеху всего дела способствовали большая подготовительная работа, детальная проработка каждого ее этапа, ответственный подход всех служб и специалистов, кто был задействован на самых разных стадиях ее выполнения. Например, все расчеты по постановке лодок на транспортное судно, его крепежи проводились, а потом контролировались и проверялись специалистами конструкторского отдела. Замначальника КО Виктор Квач специально летал в Роттердам, чтобы на месте проследить за набором стапеля на палубе судна.

Определенным плюсом было заметное сокращение времени транспортировки. Методом буксировки переход занимал до четырех суток, а самоходная платформа преодолела такой путь за 36 часов. Отдельная благодарность от руководства завода, управления утилизации штабу Северного флота. Без взаимопонимания, без поддержки, помощи и просто хорошего контакта с военными моряками такого результата тоже бы не было.

Полученный опыт еще предстоит осмыслить и, наверно, обобщить, что и будет в дальнейшем сделано. Но главное уже состоялось, и "Звездочка" снова доказала, что умеет быть первооткрывателем. В любой области.

Читайте также: НОВОСТИ СЕВЕРОДВИНСКА

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить