Автор bratkov

В Северодвинске получены новые данные о размывании берегов острова Ягры

Новая информация добыта в ходе исследований очередного, восьмого сезона комплексной экспедиции «Пудожемское устье», проводимой северодвинскими специалистами под руководством доцента Севмашвтуза Алексея Климова. В последние годы в работе на 200 тысячах гектаров северодвинских земель участвуют ученые из Москвы и Санкт-Петербурга.

Большую статью на эту тему дает северодвинская ( Архангельская область ) газета « Корабельная сторона ». Идет изучение того, как и почему море наступает на сушу.

Казалось бы, сам этот факт в доказательствах не нуждается. Достаточно увидеть ныне полузатопленные в часы прилива барбеты бывшей береговой батареи, в годы войны господствовавшей над морем. Однако строгие научные измерения позволяют найти причины разрушительных процессов, а главное, определить меры защиты берега против стихии.

А предпринимать что-то необходимо. По словам Алексея Климова, мониторинг показывает, что лишь за последний год участок берега от улицы Макаренко до мола Южные Ягры размыло на 2-2,5 метра – гораздо более, чем ожидалось. Видимо, сказывается относительно теплая зима: море практически не замерзало, действие прибоя, да еще с ледяным перетиранием, продолжалось. Убедиться в этом можно и на глазок. Металлические скамейки на пляже прямо-таки не успевают перезарывать, погружая в песок все глубже, - а они все как будто растут, так что ноги взрослых отдыхающих, как у детей, не достают до поверхности. Значит, берег действительно стремительно лишается песка.

Ежедневному натиску воды уступает и железобетон. Намечаются трещины в сооружениях ягринского мемориала. Сказывается просчет при проектировании: море нельзя встречать, что называется, грудью, под прямым углом – в таких условиях вода справится с любой преградой. И это не единственная проблема мемориала. Так, под ним образовалась, по крайней мере, одна полость, из которой интенсивно вымывается песок: система «прилив - отлив» работает как помпа! Поверхность сооружения уже проседает в ряде мест. Спустя десяток лет вода подступит и к «бастионам» набережной Зрячева – в этом году у памятника Ченслеру впервые обнажился из-под песка участок ее основания. Кое-где на берегу наблюдается, напротив, намыв песка, однако в общем картина удручающая.

Причины происходящего – отдельная тема. Вкратце, имеют отношение к размыву берегов и сложные процессы в течении Северной Двины, и дноуглубительные работы на акватории северодвинских предприятий, и многое другое. Обо всем этом рассказывает сам песок, его многослойные отложения на берегу…

И конечно, особенно интересны предложения по защите суши. Бетонные блоки на пути моря не вполне надежны: в этом убеждает опыт и мемориала, и некоторых военных объектов. Столетнюю гарантию имеет технология берегоукрепления с использованием каменных блоков и металлической сетки, примененная в наших краях у Кудемского шоссе в Пеньках и у моста через Верховку в Куртяево. Однако это слишком дорого. Доктор геолого-минералогических наук Александр Рыбалко из петербургского научно-производственного предприятия «Севморгео» и его коллеги, выполнив анализ ситуации, предлагают как один из вариантов тот, что реализуется на Куршской косе под Калининградом: защиту от волн обеспечивают ряды скрепленных автомобильных покрышек. Северодвинский рационализатор Владимир Кошкин уже использовал, и с успехом, этот бросовый, но эффективный материал, укрепляя берег у рыболовецкой базы хлебокомбината. Усовершенствование Владимира Ивановича заключается в расположении шин столбиками, полузакопанными в землю. Единственной серьезной проблемой остается защита покрышек уже не от моря, а от… хулиганов: вполне возможны поджоги резины. Можно было бы также предложить полную засыпку образовавшегося в начале ХХ века промоя между островом Ягорский Рог и Северными Яграми и фиксацию этой насыпи...

Кстати, тревожащие некоторых ягринцев работы на набережной, планируемые в рамках муниципального контракта фирмами «Финансгруп» и «Спецфундаментстрой», как считает Алексей Климов, ведутся грамотно, судя по их началу. Однако и они, в свою очередь, внесут какие-то коррективы в протекающие процессы. Значит, исследователям предстоит еще масса работы. И не только исследователям. Алексей Климов предполагает, что к весне можно будет организовать совещание по практическим вопросам будущего берегоукрепления с участием полномочных представителей властей, а также, возможно, советов директоров северодвинских предприятий. Надежда на понимание со стороны властей есть. Проект «Пудожемское устье» выиграл грант в рамках муниципальной программы по охране окружающей среды, а также получил поддержку Северодвинского хлебокомбината и Николая Калистратова и Михаила Гмырина как депутатов областного собрания.

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Слов не выкинешь: Собчак спела о своей груди
Посольство США обиделось на Сергея Лаврова
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Слов не выкинешь: Собчак спела о своей груди
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Арестованы убийцы 93-летней блокадницы из Мариинки
Конец "меркелизма": Spiegel объяснил, почему Ангела скоро уйдет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Слов не выкинешь: Собчак спела о своей груди
США взорвали атомную бомбу неизвестно где. Видео
Вице-премьер Голландии поверила в суперспособности русских
Вице-премьер Голландии поверила в суперспособности русских
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
Ленивый ли вы человек? (Тест)
Ленивый ли вы человек? (Тест)
Ленивый ли вы человек? (Тест)
Ленивый ли вы человек? (Тест)
Ленивый ли вы человек? (Тест)

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры