Псковский художник Саша Аксёнов: «Я сознательно выбрал свободную жизнь»

Из музыкальной и художественной школ я сбежал после третьего занятия

Не существует такой истины, которую нельзя "избить" хотя бы ещё один раз. Человек может достичь высот в чём-то ему близком и интересном в любом возрасте. Если ребёнка в раннем детстве отдают в музыкальную или художественную школу, это ещё не значит, что он обязательно станет талантливым и известным композитором или живописцем. Также как и отсутствие образования не значит полного исключения данного вида деятельности из жизни человека.
Отсюда большое количество музыкантов, способных извлекать гармоничные звуки из любых инструментов, художников-самоучек, колдующих кистью над холстом, писателей, врывающихся в литературу, как струи свежего ветра в наглухо закрытую комнату. Если человек, проведя годы в состоянии поиска, наконец, обретает свой талант, то он во много крат счастливее того, кто смог обрести его в юности, но растерял до того, как осознал, чем ему посчастливилось владеть. Недаром говорят: "Лучше поздно, чем никогда".
Известный псковский художник Саша Аксёнов , подписывающийся как "Сакс", чьи работы можно увидеть практически во всех художественных салонах Пскова, празднует в этом году своеобразный юбилей — десятилетие творческой (художественной) деятельности.
- Интерес к живописи проявился у меня только в 28 лет, до этого были какие-то опыты, но я бы не назвал их мощными и осознанными, поэтому я их даже не помню. А весной 1992 года что-то внутри меня включилось, и я решил наделать маленьких картиночек с ладонь размером, в рамочках. В итоге, получилось штук тридцать, и я поволок их на рынок. Тогда ещё никто не продавал никаких вещей напротив драматического театра. Я был первым! Развесил там эти штучки и сидел, за неделю продал несколько работ, чему был несказанно рад. Через несколько месяцев я с удивлением обнаружил, что люди на этом же месте открыли своеобразный кичевый салон. А я продолжил делать свои картинки и постепенно ускоряться, ускоряться. Многие по этому поводу считают меня ненормальным. Но это мнение со стороны. Я его иногда учитываю (смеётся).
- У тебя есть художественное образование?
- Нет, из музыкальной и художественной школ я сбежал после третьего занятия. И никакими уговорами меня было обратно не заманить.
- Тогда объясни, в чём заключается тайна твоего мастерства?
- Каждая, назовём её, вещь требует сосредоточения, труда, определённого времени. С годами нарабатывается опыт, и теперь я понимаю, что те вещи, которые я делал раньше, я могу делать гораздо быстрее и лучше, потому что руки помнят мастерство, и получается, что процесс интенсифицируется, приводит к скорейшему воплощению замысла. Другой вопрос, что мне неинтересно делать одно и то же. Если постоянно ломиться в одну и ту же закрытую дверь, то можно, конечно, в конце концов её открыть. Но я лучше пойду дальше и попытаюсь открыть другие двери.
- А какое из искусств, по твоему мнению, наиболее сильно влияет на человека?
- Безусловно, музыка. Визуальное искусство хоть и не оставляет человека равнодушным, но оно всё-таки аналитическое. Музыка же непосредственно проникает внутрь.
- Именно поэтому ты стал ею заниматься?
- Это у меня от папы. Он закончил театральное училище, до призыва в армию был художником-бутафором. Потом приехал служить в Псков, встретил мою маму — зеленоглазую красавицу — и остался. На заводе, где он точил детали, был музыкальный ансамбль. Папа играл там на сологитаре и трубе. Они пели песни Beatles, а я таскался к отцу на репетиции, бил в большой барабан и всем мешал.
- Когда ты сам стал играть на музыкальных инструментах?
- В то время все слушали Deep Purple, Led Zeppelin, AC/DC и соответственно это же и играли, снимали партии. Затем я попал в группу старших мальчиков, где впервые взял в руки бас-гитару.
- Помнишь свой первый концерт?
- А как же! Это произошло, когда я уже играл в ансамбле завода. Был какой-то праздник, то ли первое мая, то ли седьмое ноября. В зале, по традиции, стояли столы. Отговорили торжественную часть, после которой группе надо было выйти и отыграть. Обчитавшись всяких Артёмов Троицких в журнале "Ровесник" я вышел (волосатый тогда ещё был!) с бас-гитарой и сигаретой во рту! Играли вальс. На сцену выскочили мужички какие-то в галстучках и прямо к нашему руководителю, мол, Михаил Павлович, что это у вас такое? Волосатый курит прямо на сцене! Кошмар! Да, сейчас я их очень хорошо понимаю! (смеется)
- Долго ли просуществовал ваш ансамбль?
- Не очень, потому что меня забрали в армию. Я служил на военном заводе за рекой Смоленкой в городе-герое Ленинграде, ремонтировал стартеры к автомобилям, делал полы, то есть это была армия без автоматов. На завод попали те, кого не взяли в стройбат: очкарики, больные, слегка сумасшедшие или уголовники. Контингент собрался ударный. Некоторое время я был комсомольским лидером всего завода, пока однажды не напился и не проснулся в поезде Ленинград-Калининград. За голову схватился, мне же в армию утром! Пока возвращался, ещё сутки прошли. В итоге меня выгнали из комсомола. Неделю я стоял на карауле и в один из дней видел, как вся рота на торжественном построении наблюдает в языках пламени мою гражданку. Они сожгли мой джинсовый костюм, черти! Да-да! Облили бензином и, произнося речи антикапиталистического характера, сожгли!!!
- Как ты пережил оставшееся в армии время?
- Этот случай произвёл на меня глубокое впечатление.Я понял, что коммунистическая идеология, может, когда-то и была правильной, но то, что коснулось меня, начиная со школы и заканчивая армией, было чушью на постном масле. После этого я как-то сидел на гауптвахте за политику. Прислали нового замполита, только из училища. У нас была традиция: на утреннее построение перед завтраком никто не приходит, а он потребовал сто процентов наличия состава, кроме больных и дежурных. Все стоят, шум, гам, а я возьми да ляпни: "Сейчас он скомандует — налево, в столовую, — и никто не пойдёт!" Все, кому надо, услышали. И действительно, он скомандовал "налево", а никто не пошёл. Я был горд и мне было страшно. После этого приехало начальство, и командир меня вызвал к себе. Мы оказались с ним один на один и задрались. Он кричал на меня матом, а я пообещал утопить его в ванне и разбить его автомашину. И получил семь суток, герой!
- Часто ли тебе в жизни приходилось совершать вызывающие, экстравагантные поступки?
- Мне нравится амплитуда колебаний: яркий цвет — интересные поступки — решительные слова. Но, с другой стороны, сколько решительных слов, поступков, цветов (в смысле красок) в прошлом использовались во вред людям? Может быть, близкий человек хочет мягкого слова, а ты делаешь решительный поступок. И причиняешь ему боль.
- Творческие люди зачастую настолько активны, что заполняют собой всё пространство вокруг. Это в некоторой степени эгоистично. Могут ли такие люди создавать обстановку, позволяющую другим существам находиться с ними рядом?
- Люди, которые постоянно ускоряются, в голове которых всё место занято творческим процессом и мыслями о его воплощении, у которых никогда не хватает времени, не нуждаются, на мой взгляд, ни в ком. Они самодостаточны и у них просто нет времени на то, чтобы создавать вокруг себя благостную атмосферу. С другой стороны, я часто вижу светлых, креативных людей, которые состоят из одного творчества, и у них счастливые семьи. Среди моих знакомых есть такие прекрасные примеры, которые вселяют глубокий оптимизм и надежду, что и моё одиночество прекратится.
- Что может заставить тебя перестать заниматься творчеством?
- Люди часто думают, что творчество — это главное. Живёшь этим, потому и главное. Но, в принципе, я всегда могу его забыть, если будут более интересные вещи. А что может быть интереснее? Познание. Сюда можно отнести путешествия, новые области, виды деятельности, которые ты прежде не знал и они тебе очень интересны.
- Как же ты тогда отдыхаешь?
- Сплю — долго и крепко. Но самый лучший отдых — смена деятельности. В этом плане меня очень насыщает "Живая вода" - наш музыкальный проект с Алексеем Филаретовым. Мы активно играли в 1997-98 годах, пока Лёша не уехал в Питер, а я — в Москву.
- Чем же занялся пскович в столице?
- Николай Александрович Гаврилов, у которого 15 ноября было открытие выставки в музее-заповеднике, помог мне попасть на работу в храм Христа Спасителя в 1999 году. Его стараниями большая группа псковских художников приняла участие в росписи храма. Кроме нашей бригады там были художники из многих городов, всего человек триста. Были и студенты, и сложившиеся мастера. Мы не занимались монументальным искусством, а делали альфрейк, то есть роспись, орнамент и позолоту. Я работал там в течение семи месяцев и должен сказать, что это был очень позитивный период в жизни, несмотря на то, что мы работали с утра до ночи.
- Ты уверен в завтрашнем дне?
- Сейчас да. Когда я приехал из Москвы без денег, без планов, то работал где только можно было: в музее, в "Находке" техническим консультантом — перевешивал картинки. Я брался за все халтуры художественного и строительного свойства. Но не получалось у меня зарабатывать достойно.
Вскоре я сознательно выбрал свободную жизнь, потому что мне она нравится, стал творить. Сейчас я занимаюсь ремонтом, "украшательством" квартир, делаю мебель, всё, что хочешь! А картинки в салоны приношу просто так, если кто-то купит — хорошо, нет — и не надо.
- Почему же ты не остался в столице?
- Я уезжал и постоянно возвращался. Последний мой экзерсис был год жизни в Питере, но всё равно вернулся сюда. Мне здесь интереснее. Живя в Пскове, я понимаю, чего я лишён, но я так же хорошо понимаю, чего я лишён, живя в большом городе. Там у меня нет инфраструктур, корней, там всю жизнь нужно налаживать заново. Здесь же всё способствует тому, чтобы я занимался тем, что мне нравится. В данном случае пословица "Где родился, там и пригодился" наполняется для меня прямым, объёмным смыслом. Я здесь живу-питаюсь и в то же время преобразую для себя и людей эту жизнь. Мы все здесь, толкая друг друга, делаем дела, благо активных и интересных людей хватает.
- То есть ты считаешь, что у каждого человека своё место, свой путь?
- Дон Хуан сказал, что все пути ведут в никуда. Однако у единственного пути для тебя есть сердце. Счастлив тот человек, который идёт по пути, где лежит его сердце.

Беседовала Анастасия ПОСТНИКОВА.
Фото: Алексей Филаретов

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Комментарии
Haaretz: Россия может "обрезать крылья" Израилю
Haaretz: Россия может "обрезать крылья" Израилю
МВФ призвал Украину выставить на продажу все без исключения
МВФ призвал Украину выставить на продажу все без исключения
МВФ призвал Украину выставить на продажу все без исключения
Подробности: спутник снял удар Израиля, погубивший Ил-20
Подробности: спутник снял удар Израиля, погубивший Ил-20
Подробности: спутник снял удар Израиля, погубивший Ил-20
Подробности: спутник снял удар Израиля, погубивший Ил-20
Подробности: спутник снял удар Израиля, погубивший Ил-20
Подробности: спутник снял удар Израиля, погубивший Ил-20
Подробности: спутник снял удар Израиля, погубивший Ил-20
Подробности: спутник снял удар Израиля, погубивший Ил-20
Президент Владимир Путин подписал указ об отставке Василия Лихачева
На Украине заявили о поражении в битве против "Северного потока - 2"
Израиль нарушил договоренности с Россией, вовремя не предупредив об атаке на Сирию
Haaretz: Россия может "обрезать крылья" Израилю
Израиль нарушил договоренности с Россией, вовремя не предупредив об атаке на Сирию
Хабаровск Владимирович всё: сенсационные итоги второго тура выборов
В США заволновались из-за грядущего роста цен на нефть
Израиль нарушил договоренности с Россией, вовремя не предупредив об атаке на Сирию