Нефтепровод Сибирь-Тиман: вилами на Печоре писано?

Государственная компания “Транснефть” широко разрекламировала проект строительства нового нефтепровода из Западной Сибири в Тимано-Печору. Заканчиваться труба должна новым морским терминалом в Ненецком округе . Однако исследования, необходимые для его осуществления начались… и вскоре замерли.

Идея построить терминал на мысе Святой Нос, близ ненецкого поселка Индига, существует уже не первый год. Его ввод в эксплуатацию открывает новые возможности для экспорта российской нефти на Запад – в первую очередь, в Соединенные Штаты. Морским путем туда предполагают транспортировать нефть из Западной Сибири, Республики Коми и НАО. Частично ее удалось реализовать “ЛУКОЙЛу”, построившему морской терминал в Варандейской бухте, который уже успешно функционирует в течение пяти лет. Но сейчас речь идет о строительстве терминала в незамерзающих водах на западе Ненецкого округа. “Транснефть” заявила об этом плане полтора года назад.

В нынешнем году в ненецкой тундре были проведены исследовательские работы для подготовки ТЭО инвестиций и даже часть работ для подготовки инженерного проекта нового трубопровода, однако прошло уже примерно полгода, как работы остановлены. Причем часть подрядчиков даже оставила в тундре технику – в расчете на скорое продолжение, которого не последовало до сих пор. Очевидно, что в Москве еще не принято принципиальное решение – строить нефтепровод или все-таки нет.

Эксперты, в частности, расходятся в вопросе о том, хватит ли государственной компании средств на строительство сразу двух экспортных трубопроводов (второй – на Дальнем Востоке). Обсуждается и проект прокладки трубы к Баренцеву морю в “усеченном” варианте, чтобы она обслуживала только Тимано-Печору – без Западной Сибири.

Проект рассчитан на американский рынок, где предъявляют очень высокие требования к качеству нефти. Есть ли вообще какая-то гарантия, что наша нефть окажется востребованной в США, учитывая ее качество? Это также не вполне понятно.

Однако даже если принципиальное решение окажется положительным, реализация данного проекта может столкнуться с рядом серьезных трудностей – в том числе политических.

Еще десятилетие назад вся тундра по левому берегу Печоры была объявлена окружным законом зоной ограниченной хозяйственной деятельности. Где никакое строительство без специального разрешения попросту невозможно. Собранию НАО придется отменять этот закон. Однако же Собрание вполне может на этот шаг не пойти или обставить его рядом условий.

Совсем недавно Ненецкому округу выкрутили руки, заставив делиться бюджетом с Архангельской областью, которая ничего не предложила ему взамен. Получить деньги от нефтяных компаний – единственная для округа возможность удержать уровень жизни населения и выполнить свои инвестиционные программы. А тут такая возможность проявить характер…

Сделать депутатам это будет тем проще, что очень недовольны предстоящим строительством и многие оленеводы (представители коренных малочисленных народов). Работу в поселке Индига им найти действительно сложно. Известен случай, как в 2004 году индигцы попытались доставить в Нарьян-Мар, где есть ближайший мясокомбинат, туши забитых оленей на тракторе – загрузив мясо в прицеп. Путь по зимней тундре занял две недели. Можно себе представить, какого качества мясо довезли. А главное – сколько денег израсходовали на топливо. Ясно, что оленина получилась действительно “золотой”. Другой путь вывоза продукции – вертолетом, что ненамного дешевле.

Но жители тундры опасаются, что новый трубопровод отнимет у них возможность пасти оленей, ничего не дав взамен. Ведь хорошо известно, что даже нарьянмарцев очень неохотно берут работать на нефтепромыслы. Что уж говорить о деревенских жителях.

Не исключено также, что при голосовании депутаты Собрания НАО будут добиваться обязательного страхования экологических рисков – как это принято на Западе. Что, разумеется, дает округу хоть минимальные гарантии, но ощутимо удорожает проект. А ведь трасса трубопровода пройдет по дну реки Печоры. Помните недавнюю борьбу вокруг трубопровода у берегов Байкала?

Впрочем, политическими сложностями дело не ограничивается. В Ненецком округе хорошо известно, что в западной части региона расположены десять полигонов, куда падают отделившиеся вторые ступени ракет, запускаемых с космодрома “Плесецк”. В последние годы у местных природоохранных органов не было средств на то, чтобы вылететь в район этих полигонов и посмотреть, что же там творится. Но местные жители в тех краях издавна привыкли использовать падающий с неба металл в домашнем хозяйстве.

Какова вероятность того, что отклонившаяся от обычного курса часть ракеты пробьет новый трубопровод? Ширина трубы, конечно, будет небольшой, всего около метра. Зато длина – сотни километров (сейчас разработчиками рассматриваются два варианта маршрута трубопровода по территории НАО, причем в первом случае его длина составит 228 километров, а во втором – 527). Известно, что в конце девяностых, когда рассматривался вопрос о Варандее, проектировщики вспоминали и о Святом Носе, об Индигской бухте. Но им и думать запретили об этом военные.

Есть у скептиков и другие причины для сомнений. В частности, связанные с ледовой обстановкой в данном районе и с наличием достаточного количества танкеров, которыми эту нефть возможно было бы транспортировать.

Выгоден проект будет в том случае, если в Индигскую бухту будут заходить мощные танкеры дедвейтом в сто тысяч тонн. Беда лишь в том, что такого танкерного флота не существует сейчас нигде в мире. Кто способен построить этот флот для “Транснефти” и в какие сроки – совершенно непонятно. Так что увидим мы в ближайшие годы новый мега-трубопровод – вопрос еще, что называется, открытый.