Памяти Аввакума: пепел старца в ненецкой тундре

В конце XVII века в несуществующем ныне городе Пустозерске (в 15 километрах от нынешнего Нарьян-Мара ) был сожжен со своими соратниками знаменитый “расколоучитель”, проповедник и писатель протопоп Аввакум.

В будущем году 325 лет с этой даты собираются отмечать в Ненецком округе приверженцы “древлеправославной веры”, а иначе говоря – старообрядчества.

Староверы издавна бежали на Крайний Север, спасаясь от преследований. Их доставали и там. В селе Оксино на территории современного Ненецкого автономного округа произошло, например, когда-то массовое самосожжение: старообрядцы решили принять “огненное крещение”, но не сдаваться, не менять под принуждением веру. Конечно, по прошествии веков религиозное рвение поуменьшилось.

- Ну, какой я старообрядец, видишь вот – курю, - поделился со мной как-то выходец из известной раскольничьей семьи, живущий в НАО . Но все-таки тяга к “корням” берет свое. Если в энциклопедии “Ненецкий автономный округ” 2001 года издания говорилось о том, что в старообрядческой общине в Нарьян-Маре всего три десятка человек, причем в основном пожилого возраста, то сегодня это уже не так.

Александр Ляпунов, настоятель старообрядческой поморской общины города Нарьян-Мара, говорит, что одна из главных проблем – отсутствие в Ненецком округе старообрядческой церкви. Некоторые верующие из общины ходят в “новоправославный” храм. Другим приходится довольствоваться стареньким молельным домом.

- В него приходит обычно от 20 до 60 прихожан единовременно, - рассказывает Ляпунов, - а на прошлую Пасху было и больше, все даже и не вмещались. Нам нужен комплекс зданий.

В 2005 году он начал строиться на перекрестке улиц Победы и Первомайской в Нарьян-Маре. Проект был подготовлен московской фирмой. Планируется возвести не только церковь, но также колокольню, помещение воскресной школы, небольшого музея истории старообрядчества и даже “странноприимную” пристройку, где могли бы ночевать приезжающие в Нарьян-Мар братья по вере. По словам Ляпунова, это будут каменные строения. Но вот беда, чтобы подвести здание под крышу, необходимы еще 5-6 миллионов рублей. А где их взять, пока непонятно.

В Ненецком округе живут несколько коммерсантов, которые являются выходцами из старообрядческих семей. Кстати говоря, именно такие семьи в дореволюционной России дали крупнейших предпринимателей-меценатов – кто не знает фамилий Мамонтова или Морозова? Некоторую помощь предприниматели оказывают общине и в НАО – не случайно в столице округа уже несколько лет успешно работает Благотворительный фонд древлеправославия. Но пять миллионов для них все-таки многовато.

Радует хотя бы то, что прежний молельный дом отремонтирован. С октября в нем возобновила работу воскресная школа, где есть отдельные классы и для детей, и для взрослых. Почему не раньше?

- У нас многие прихожане в сентябре трудятся на огородах, копают картошку, поясняет Ляпунов, - А дети обязательно должны помочь старшим. Так что до поры их не стоит отвлекать. Кстати, старообрядческая воскресная школа действует в Нарьян-Маре уже пятый год, а сама община была зарегистрирована восемь лет назад.

Хоронить ушедших в иной мир старообрядцы предпочитают на одном кладбище. “Стараемся детей класть поближе к их родителям”, - замечает Александр Иванович. Собственного кладбища, как в Москве или Санкт-Петербурге, у общины нет. Впрочем, возможно, в перспективе дойдет и до этого.

А в апреле будущего года, когда будут отмечать дату казни Аввакума и трех его соратников, в Нарьян-Маре усилиями общины и научной общественности, а также региональной адвминистрации будут организованы специальные аввакумовские чтения - конференция, посвященная памяти одного из наиболее ярких деятелей церковного раскола…

В принципе, музей в Пустозерске, где от былого процветания остался лишь обелиск, мог бы привлекать в сезон толпы туристов (не говоря уже о паломниках) как минимум со всей страны. Всем же интересно будет посмотреть, как мог сидеть в “земляной яме” человек много лет в условиях вечной мерзлоты и лютых морозов. И не просто сидеть, а вести активную литературную и публицистическую работу (ведь и сожгли Аввакума в срубе, как известно, за “великие на царский дом хулы”, содержавшиеся в его письмах).

Да и не один он, если на то пошло, отбывал “срок” в Пустозерском остроге . Туда ссылали и соратников Разина, Булавина, монахов, поднявших восстание на Соловках… Музейный центр – например, посвященный истории раскола -- мог бы выйти знатный. Только туда для начала дорогу бы, что ли, проложить. А это общине явно не по силам. Может, когда-нибудь и у государства дойдут руки до того, чтобы зарабатывать на истории страны, поощряя туристский бизнес.

Обсудить