Автор bratkov

В Светлогорске 35 лет назад самолет ВВС Балтийского флота упал на детский сад

Сегодня, 16 мая, в часовне на улице Ленина в городе-курорте Светлогорске будет многолюдно. После поминальной службы многие отправятся на городское кладбище к детским могилам и стеле, на которой выбиты строки: “Нет, не выплакать горя слезами. Болью сжаты сердца матерей. Пусть же солнце сияет над вами, и живет мир счастливых детей!”. А на кладбище Калининграда к могилам боевых летчиков придут их родственники и ветераны ВВС Балтийского флота. Придут почтить жертв страшной трагедии, случившейся в 12.30 16 мая 1972 года. 35 лет назад, в этот день с утра было ясно и тепло, но затем над морем плотной пеленой лег туман. Оттуда, со стороны моря, из тумана донесся гул турбин. Потом над обрывистым берегом появился самолет, зацепил высоченную сосну, срубил верхушку, обломил половину крыла и со снижением, теряя части обшивки, пролетел еще метров двести и рухнул на здание детского садика. В это время малыши, пришедшие с прогулки, садились обедать.

К месту трагедии срочно прибыли областное партийное начальство, командование Балтийского флота, осмотрели, сфотографировали, останки погибших увезли. За ночь матросы из близлежащей части убрали обломки самолета, разобрали развалины, очистили территорию и даже разбили клумбу на месте бывшего детсада. На информацию о трагедии наложили жесточайшее вето. Естественно, по Светлогорску тут же начали гулять слухи и домыслы. Небольшой курортный городок был потрясен трагедией, которая унесла двадцать три детские жизни. Под развалинами погибли и повар детского садика Тамара Янковская, а еще две работницы скончались от ожогов в госпитале.

Военных летчиков, членов экипажа разбившегося самолета - капитанов Вилория Гутника и Александра Костина, старшего лейтенанта Андрея Лютова, прапорщиков Николая Гаврилюка, Леонида Сергиенко, старшего инспектора -летчика подполковника Льва Денисова, старшего инженера подполковника Анатолия Светлова похоронили на городском кладбище в Калининграде. Тело правого летчика старшего лейтенанта Виктора Баранова жена увезла на родину.

О ЧП в Светлогорске первым сообщил “Голос Америки”, который всю вину трагедии свалил на летчиков. Версия эта гуляла десятилетия. О причинах падения Ан-26 чего только не говорили. Несколько лет назад я на основании архивных документов писал, что вины экипажа в Светлогорской трагедии нет. Но накануне 35-летия, того страшного дня кое-кто вновь пытается очернить погибший экипаж. И потому я вновь вынужден возвратиться к своим старым записям вновь

Уже 17 мая 1972 года из Москвы прилетела комиссия по расследованию причин катастрофы, которую возглавил заместитель министра обороны по вооружению генерал-полковник- инженер Алексеев. Его сопровождало немало высоких военных чинов. Найденные “черные ящики” отправили на дешифровку, предполагая, что катастрофа произошла из-за отказа какого то прибора. В авиаполку комиссия пропустила через “сито” подробнейшего опроса всех авиаторов. Когда через несколько дней были получены данные “черного ящика”, стало ясно: техника ни при чем. Отработав все версии, комиссия пришла, наконец, к единому выводу. Но вывод этот до широкой общественности доведен не был.

Что же на самом деле произошло 16 мая 1972 года? Версий и свидетельств очевидцев пришлось выслушать немало. Но основываться буду лишь на официальных документах. Что касается профессионализма экипажа, то акт расследования катастрофы самолета АН - 24 под сомнение его не ставит: налет у капитана Гутника составил к тому времени около пяти тысяч часов. Да и сослуживцы отзываются о нем, как о классном пилоте.

Подполковник запаса Вячеслав Курьянович:

После окончания летного училища Вилор Ильич Гутник прошел переподготовку в Рязанском учебном центре. Потом стажировался в гражданской авиации. Летал вторым пилотом в якутском авиаотряде. Приобрел там опыт полетов на дальние и сверхдальние расстояния. В 1965 году стал командиром воздушного корабля в нашей части. Я летал у него полтора года штурманом. В нашем полку Гутник считался одним из лучших летчиков....

Подполковник запаса Владимир Писаренко:

Вилор Ильич был летчиком высочайшего класса. Грамотный, дисциплинированный, очень скрупулезный во всем. Да и весь экипаж был у него сильнейший. Тот же штурман капитан Костин. Он старше командира по возрасту был. Очень грамотный штурман. К нам пришел с Новой Земли, где летал в сложнейших условиях.

Что касается “ пивного фактора”, то в материалах расследования катастрофы есть заключение патологоанатома, начисто отрицающее такое предположение.

Я внимательно изучил (огромное спасибо за помощь бывшему командующему ВВС БФ генерал-лейтенанту авиации Василию Проскурину) все документы, снимки, рисунки, свидетельства очевидцев, записи радиообмена и т. д. Оказывается, еще 13 марта 1972 года командующий ВВС Балтийского флота генерал-полковник авиации С. Гуляев утвердил план полетов. Согласно ему полет 16 мая должен был проходить по маршруту Храброво- Зеленоградск - мыс Таран - Коса ( посадка) - Чкаловск ( посадка) - Храброво (посадка).

Из рапорта диспетчера прапорщика Микулевича: “По прибытии капитана Гутника на КДП я взял у него справку о том, что экипаж по состоянию здоровья задание выполнять может. И подписал полетный лист с посадкой на Косе”

Ан -24 взлетел из Храброво в 12 часов 15 минут. Общее руководство полетом выполнял оперативный дежурный КП авиации подполковник Ваулев, он же дал и разрешение на выполнение задания. Набрав высоту, самолет вышел на точку в районе Зеленоградска, “привязался” к ней и пошел к мысу Таран. Затем сделал над морем разворот, чтобы выйти на заданный пеленг. Над морем уже лежал плотный туман.

Столкновение самолета с препятствием произошло на 14 минуте 48 секунде полета. При этом черные ящики зафиксировали: высотомер показывал высоту 150 метров над уровнем моря. Фактически же от подножия обрывистого берега до верхушки сосны не более 85 метров. В деле, есть схема разрушения самолета. “ Командиру не хватило каких-то долей секунды, - с горечью говорил мне Василий Владимирович Проскурнин. - Выйдя из тумана, он все понял и потянул рули на себя. Увы, Ан-24 это не истребитель.” На схеме до сантиметров зафиксировано падение самолета после столкновения с сосной на морском берегу. И чуть ли не мистикой кажется после горизонтально падения штопор именно на детский садик...

Почему же врал высотомер? Оказывается, накануне этого полета в ВВС ВМФ было принято, как теперь понятно, непродуманное решение заменить высотомеры с ИЛ-14 на АН-24. Никто не проверил, как они поведут себя на новом самолете. Первыми жертвами этого непродуманного решения стали светлогорские дети и экипаж Гутника. Проведенные впоследствии эксперименты показали, что высотомер, переставленный с Ил-14 на Ан-24, давал погрешность до 60 -70 метров.

Обнародованная же версия катастрофы: неудовлетворительная организация подготовки и управления данным полетом. По факту трагедии в Светлогорске уголовное дело не возбуждалось Итогом расследования стал приказ Министра обороны с двумя нулями, в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военных чинов.

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Украинцы обнаружили "трещины" в опорах Крымского моста
Глава Совета Европы резко потребовал от России уплаты взноса
Черноморский флот "показал класс" авианосной группе США у Сирии
Как Саргсян продал Армению и что из этого вышло
Украинцы обнаружили "трещины" в опорах Крымского моста
ВКС России снова "побрили" флот коалиции у Сирии
Боевой резерв: что будет, если США тронут российские активы
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Черноморский флот "показал класс" авианосной группе США у Сирии
Чем России грозит резолюция ПАСЕ по Донбассу
Израиль, держись: Путин не остановит Иран
Израиль, держись: Путин не остановит Иран
Лукашенко пригрозил расстреливать воров "как в 90-е"
Черноморский флот "показал класс" авианосной группе США у Сирии