В Светлогорске 35 лет назад самолет ВВС Балтийского флота упал на детский сад

Сегодня, 16 мая, в часовне на улице Ленина в городе-курорте Светлогорске будет многолюдно. После поминальной службы многие отправятся на городское кладбище к детским могилам и стеле, на которой выбиты строки: “Нет, не выплакать горя слезами. Болью сжаты сердца матерей. Пусть же солнце сияет над вами, и живет мир счастливых детей!”. А на кладбище Калининграда к могилам боевых летчиков придут их родственники и ветераны ВВС Балтийского флота. Придут почтить жертв страшной трагедии, случившейся в 12.30 16 мая 1972 года. 35 лет назад, в этот день с утра было ясно и тепло, но затем над морем плотной пеленой лег туман. Оттуда, со стороны моря, из тумана донесся гул турбин. Потом над обрывистым берегом появился самолет, зацепил высоченную сосну, срубил верхушку, обломил половину крыла и со снижением, теряя части обшивки, пролетел еще метров двести и рухнул на здание детского садика. В это время малыши, пришедшие с прогулки, садились обедать.

К месту трагедии срочно прибыли областное партийное начальство, командование Балтийского флота, осмотрели, сфотографировали, останки погибших увезли. За ночь матросы из близлежащей части убрали обломки самолета, разобрали развалины, очистили территорию и даже разбили клумбу на месте бывшего детсада. На информацию о трагедии наложили жесточайшее вето. Естественно, по Светлогорску тут же начали гулять слухи и домыслы. Небольшой курортный городок был потрясен трагедией, которая унесла двадцать три детские жизни. Под развалинами погибли и повар детского садика Тамара Янковская, а еще две работницы скончались от ожогов в госпитале.

Военных летчиков, членов экипажа разбившегося самолета - капитанов Вилория Гутника и Александра Костина, старшего лейтенанта Андрея Лютова, прапорщиков Николая Гаврилюка, Леонида Сергиенко, старшего инспектора -летчика подполковника Льва Денисова, старшего инженера подполковника Анатолия Светлова похоронили на городском кладбище в Калининграде. Тело правого летчика старшего лейтенанта Виктора Баранова жена увезла на родину.

О ЧП в Светлогорске первым сообщил “Голос Америки”, который всю вину трагедии свалил на летчиков. Версия эта гуляла десятилетия. О причинах падения Ан-26 чего только не говорили. Несколько лет назад я на основании архивных документов писал, что вины экипажа в Светлогорской трагедии нет. Но накануне 35-летия, того страшного дня кое-кто вновь пытается очернить погибший экипаж. И потому я вновь вынужден возвратиться к своим старым записям вновь

Уже 17 мая 1972 года из Москвы прилетела комиссия по расследованию причин катастрофы, которую возглавил заместитель министра обороны по вооружению генерал-полковник- инженер Алексеев. Его сопровождало немало высоких военных чинов. Найденные “черные ящики” отправили на дешифровку, предполагая, что катастрофа произошла из-за отказа какого то прибора. В авиаполку комиссия пропустила через “сито” подробнейшего опроса всех авиаторов. Когда через несколько дней были получены данные “черного ящика”, стало ясно: техника ни при чем. Отработав все версии, комиссия пришла, наконец, к единому выводу. Но вывод этот до широкой общественности доведен не был.

Что же на самом деле произошло 16 мая 1972 года? Версий и свидетельств очевидцев пришлось выслушать немало. Но основываться буду лишь на официальных документах. Что касается профессионализма экипажа, то акт расследования катастрофы самолета АН - 24 под сомнение его не ставит: налет у капитана Гутника составил к тому времени около пяти тысяч часов. Да и сослуживцы отзываются о нем, как о классном пилоте.

Подполковник запаса Вячеслав Курьянович:

После окончания летного училища Вилор Ильич Гутник прошел переподготовку в Рязанском учебном центре. Потом стажировался в гражданской авиации. Летал вторым пилотом в якутском авиаотряде. Приобрел там опыт полетов на дальние и сверхдальние расстояния. В 1965 году стал командиром воздушного корабля в нашей части. Я летал у него полтора года штурманом. В нашем полку Гутник считался одним из лучших летчиков....

Подполковник запаса Владимир Писаренко:

Вилор Ильич был летчиком высочайшего класса. Грамотный, дисциплинированный, очень скрупулезный во всем. Да и весь экипаж был у него сильнейший. Тот же штурман капитан Костин. Он старше командира по возрасту был. Очень грамотный штурман. К нам пришел с Новой Земли, где летал в сложнейших условиях.

Что касается “ пивного фактора”, то в материалах расследования катастрофы есть заключение патологоанатома, начисто отрицающее такое предположение.

Я внимательно изучил (огромное спасибо за помощь бывшему командующему ВВС БФ генерал-лейтенанту авиации Василию Проскурину) все документы, снимки, рисунки, свидетельства очевидцев, записи радиообмена и т. д. Оказывается, еще 13 марта 1972 года командующий ВВС Балтийского флота генерал-полковник авиации С. Гуляев утвердил план полетов. Согласно ему полет 16 мая должен был проходить по маршруту Храброво- Зеленоградск - мыс Таран - Коса ( посадка) - Чкаловск ( посадка) - Храброво (посадка).

Из рапорта диспетчера прапорщика Микулевича: “По прибытии капитана Гутника на КДП я взял у него справку о том, что экипаж по состоянию здоровья задание выполнять может. И подписал полетный лист с посадкой на Косе”

Ан -24 взлетел из Храброво в 12 часов 15 минут. Общее руководство полетом выполнял оперативный дежурный КП авиации подполковник Ваулев, он же дал и разрешение на выполнение задания. Набрав высоту, самолет вышел на точку в районе Зеленоградска, “привязался” к ней и пошел к мысу Таран. Затем сделал над морем разворот, чтобы выйти на заданный пеленг. Над морем уже лежал плотный туман.

Столкновение самолета с препятствием произошло на 14 минуте 48 секунде полета. При этом черные ящики зафиксировали: высотомер показывал высоту 150 метров над уровнем моря. Фактически же от подножия обрывистого берега до верхушки сосны не более 85 метров. В деле, есть схема разрушения самолета. “ Командиру не хватило каких-то долей секунды, - с горечью говорил мне Василий Владимирович Проскурнин. - Выйдя из тумана, он все понял и потянул рули на себя. Увы, Ан-24 это не истребитель.” На схеме до сантиметров зафиксировано падение самолета после столкновения с сосной на морском берегу. И чуть ли не мистикой кажется после горизонтально падения штопор именно на детский садик...

Почему же врал высотомер? Оказывается, накануне этого полета в ВВС ВМФ было принято, как теперь понятно, непродуманное решение заменить высотомеры с ИЛ-14 на АН-24. Никто не проверил, как они поведут себя на новом самолете. Первыми жертвами этого непродуманного решения стали светлогорские дети и экипаж Гутника. Проведенные впоследствии эксперименты показали, что высотомер, переставленный с Ил-14 на Ан-24, давал погрешность до 60 -70 метров.

Обнародованная же версия катастрофы: неудовлетворительная организация подготовки и управления данным полетом. По факту трагедии в Светлогорске уголовное дело не возбуждалось Итогом расследования стал приказ Министра обороны с двумя нулями, в соответствии с которым с должностей было снято около 40 военных чинов.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе