Корреспондент "Правды. Ру" побывал у старейшего почтальона Калининградской области

"Газеты раньше выписывали в каждом дворе,- вздыхает Александра Гавриловна Травкина, - а теперь то и дворов не осталось…" Мы сидим в квартире на втором этаже еще добротного немецкого дома. На первом этаже располагается кантора местного лесхоза. В эту кантору сорок пять лет назад устроилась Александра Гавриловна уборщицей. А чуть позже по совместительству и почтальоном.

- Поселок наш большой был, газет много выписывали, – вспоминает баба Саша. - А вот почтальона не было. Привезут почту, бросят в конторе. И кто, как говорится, смел, - тот и сьел. Люди стали жаловаться. Тогда нам привезли ящики. Поставили на веранде. Детворы много в поселке было много, в школу их возили от канторы.

Пока машину ждут, балуются, ящики ломают. Даже одно письмо с фотографиями порвали. Женщина, у которой письмо пропало, пожаловалась в райисполком. Приехали к нам с почты и уговорили меня по совместительству и почту разносить. Уборщицей я получала 25 рублей, 15 рублей платили за почту, и еще 5 рублей за то, что я пенсию разносила. Троих детей мы ведь с мужем поднимали. К тому же опыт работы почтальоном у меня был»

Выросла Александра Гавриловна в селе Заболотье, что в Рязанской области. В 13 лет, когда отца забрали на фронт, она старшая из детей, пошла работать в местный колхоз. Дали Саше два быка, борону . Бороновали как-то картофельное поле, под борону ботва набралась, Александра борону подняла, а быки в это время пошли. Юбка за борону зацепилась и потянула девчушку. Спасибо, рядом парень соседский оказался, остановил быков.

А в 1945 году выбрали на сельском сходе Александру сельским почтальоном. Так и работала до 1949 года, пока отец не завербовался и с женой и шестью детьми приехал в Калининградскую область. Сначала работала Александра на лесосплаве, потом прицепщицей на тракторе. Здесь, в колхозе и мужа нашла.

Отец у него на фронте погиб, семья бедная. Когда у Правкиных дети пошли, перебрались они из колхоза в леспромхозхоз, дали им здесь квартирку в 18 метров. Там и жили впятером. Старший сын пришел из армии, три года обхаживал директора лесхоза, пока не дали Правкиным квартиру побольше. После этого и сыграли парню свадьбу.

Александра Гавриловна угощает меня лесным медом, чаем с блинами и рассказывает, рассказывает. О том, какое хозяйство они раньше содержали, о том, что на огороде выращивали. Теперь от хозяйства осталось два кота и два кобеля. Затем речь заходит о детях и внуках, которые ее не забывают, о правнуках. В 1992 году умер муж, Александра контору убирать перестала и стала работать только почтальоном.

Сколько километров ногами исходила с сумкой на ремне, и не сосчитать. «Как- то попыталась сесть на велосипед, но ноги до педалей не достают – росточком бог обидел, - смеется баба Шура. - Свалилась в канаву с крапивой и бросила эту затею. Все ногами, да ногами».

Один ее подписчик живет в лесу в восьми километрах от конторы лесхоза. Ножками туда уже в ее то возрасте топать трудно. На выручку приходит сын: несколько раз в неделю возит на своей машине на кордон к деду. Да и в поселке то особой работы у почтальона теперь нет. Людей в лесхозе раз-два и обчелся. Молодежь уехала, старики померли.

Теперь вот всего четырем старушкам носит пенсию баба Шура, подписчиков газет стало мало, письма люди писать вообще перестали.

За сорок лет работы почтальоном в Краснознаменском районе Травкина ни разу не брала больничный. Не было на нее ни единой жалобы.

-В райцентр к сыну переехать не хотите? – задаю вопрос.

- А зачем? Мне что здесь плохо? Да и кто почту и пенсию людям принесет?

Пенсия у самой Александры Гавриловны 2200 рублей, 1300 рублей зарплата почтальона. Как ветерану становления области несколько сотен доплачивают местные власти. А льгот, несмотря на то, что всю войну Правкина отработала в тылу, у нее никаких нет.

Попыталась как-то Александра Гавриловна доказать, что имеет право на льготы. В органах соцзащиты потребовали подтвердить стаж работы в колхозе и на почте во время войны. Послали запрос на Рязанщину. А там уже не то, что архив не сохранился, село давно пропало с карты области.

Но Александра Гавриловна ни на кого не в обиде. «Сейчас ведь время только жить да жить, - говорит она. - То, что мы едим каждый день, раньше мы и на праздничный стол позволить не могли». И работу почтальона бросать не собирается.

Автор Валерий Громак
Валерий Громак — капитан 1 ранга в запасе, журналист, бывший корреспондент Правды.Ру. *
Обсудить