«Чистки» в лесном хозяйстве

Леса – это не только «зеленые легкие» янтарного края, но и огромное богатство, по праву принадлежащее всем нашим землякам. Однако используется это богатство, мягко говоря, не слишком-то эффективно. Ввиду скудости средств, отпускаемых государством, лесхозы, реорганизованные в областные госучреждения (ОГУ), вынуждены сами зарабатывать деньги на охрану, защиту, воспроизводство растительного и животного мира.

Впрочем, еще с 1991 года на свою производственную деятельность ОГУ не получают ни одного бюджетного рубля. При этом их деятельность четко регламентирована Уставом, последний из которых утвержден приказом Агентства по охране природы при Министерстве сельского хозяйства и рыболовства правительства области 19 февраля 2007 года.

Зато браконьерам уставы не писаны. Особенно бурную деятельность развернули нелегальные порубщики леса. Их бизнес ни для кого не является секретом, их периодически ловят с поличным, задерживают, а потом с завидной регулярностью… отпускают. Только в одном Полесском лесхозе в 2001-2002 годах директором Анатолием Шелухо и его подчиненными на месте преступления неоднократно «прихватывались» известные в районе «черные бригады» Никулина, Иванова, Аббасова, Веденина и других, в результате чего было заведено 49 уголовных дел по фактам хищения дуба. Удивительно, но по всем ним УБЭП как под копирку выносил постановления об отказе в возбуждении дел ввиду «отсутствия состава преступления».

Такая ситуация продолжалась до тех пор, пока начальник профильного отдела УБЭП Владимир Воронов не пересел в кресло… главного природоохранителя края. Теперь именно он возглавляет Агентство по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области. А неприятности начались уже у самого Шелухо – специалиста с 40-летним опытом работы и безупречным послужным списком.

Бесчисленные комиссии, ревизии и проверки Полесского лесхоза последовали одна за другой. При этом как-то отметалось в сторону, что Агентство осуществляет только управленческие, но никак не контрольные функции. И уж тем более не имеет право производить оперативно-следственные действия, присваивая себе полномочия правоохранительных органов (нет, недаром говорят: бывших «оперов» не бывает!). И хотя акты ежегодных проверок со стороны КРУ свидетельствуют об отсутствии в хозяйстве существенных нарушений в финансово-хозяйственной деятельности, кому-то очень хочется их найти.

Очередной такой попыткой стал акт проверки лесхоза от 18 мая 2007 года. Странное, однако, впечатление оставляет сей документ: указанные в нем факты либо полностью не соответствуют действительности, либо имеют, мягко говоря, очень своеобразную трактовку. Например, промышленную добычу рыбы его авторы путают с ведением рыбного хозяйства; якобы незаконно заключенные договоры полностью соответствуют уставу лесхоза; а юридические действия с имуществом, заключенные в середине 1980-х годов, вменяются в вину лично Шелухо, который принял лесхоз значительно позже. Ко всему прочему акт проверки на 32-х страницах пришел с новым регламентом, дающим на ознакомление и ответ только два дня.

Этот регламент, как и необоснованные, с его точки зрения, обвинения Анатолий Павлович намерен теперь оспаривать в суде. Тем более, что опыт у него имеется. В течение 2003-2005 годов уголовное дело против него «по факту злоупотребления служебным положением» возбуждалось трижды. И трижды «успешно» прекращалось. Затем сам Шелухо подал в суд на незаконное возбуждение против него уголовного дела, с требованием реабилитации и наказания виновных. После беседы с Вороновым стороны пошли на мировую.

Возможно, самую объективную оценку состоянию дел в Полесском лесхозе дал побывавший там на днях министр сельского хозяйства и рыболовства регионального правительства Андрей Романов. «У меня сложилось негативное мнение, составленное из отчетов подчиненных, но теперь оно поменялось» – констатировал Андрей Владимирович. Не исключено, что такому резюме министра способствовали итоги поездок в другие лесные хозяйства области.

А дела в них, иначе как аховыми, сегодня не назовешь. Хозяйственно-финансовая деятельность лесхозов парализована практически с начала года. Причина – отсутствие организационно-распорядительных документов, которые Агентство до сих пор не может оформить (из-за многочисленных нарушений областное КРУ неоднократно возвращало их на доработку). В результате федеральные субвенции, поступившие в область, лежат на счетах без движения, а работники лесхозов шестой месяц не получают зарплату. Чтобы избежать полного развала, директора десяти из 12-ти ОГУ области обратились с открытым письмом к губернатору.

Реакция не заставила долго ждать: под нажимом руководителя природоохранного агентства пять директоров предпочли уволиться «по собственному желанию». Места многоопытных специалистов заняли 20-летние юноши с крепкой мускулатурой, никакого отношения к лесному хозяйству ранее не имевшие. Участь остальных, несогласных с вороновской программой передачи угодий в частные руки с 2008 года, по сути, тоже решена.

На вопрос журналиста о критическом положении в лесном природоохранном секторе Владимир Васильевич Воронов, что «все идет нормально, вопрос с зарплатой работникам, разморозкой счетов будет вскоре решен, ситуация находится под контролем областного правительства». Правда, конкретных сроков. Воронов назвать так и не смог.

Нет у руководителя природоохранного агентства и ответа на то, каким образом областной бюджет сможет восполнить потери в 256 миллионов рублей, образовавшиеся вследствие отмены одних только аукционов по продаже нестандартного леса на корню. Но нарастающий ком экономического коллапса отрасли, похоже, волнует ее руководителя меньше, чем результаты инициированных им кадровых «чисток».

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Обсудить