Спецназовцы получали удовольствие, убивая «на гражданке»

В Калининградском областном суде завершилось слушание по делу Артема Собковича, совершившего 12 убийств. В ноябре 2004 года вердикт судья областного суда вынесла лишь в отношении его подельника – Андрея Спильника, приговорив бывшего флотского спецназовца к пожизненному заключению . Бывший военнослужащий ВДВ Павел Борисенко получил тогда 10 лет колонии строгого режима.

В отношении же Собковича уголовное дело было выделено в отдельное производство. На момент суда он стал проявлять признаки явного психического расстройства, делая невозможным назначение наказания. В ходе следствия он трижды проходил судебно-медицинскую экспертизу в институте имени Сербского, затем был помещен в больницу специального типа.

В прошлом году отбывающего пожизненный срок Спильника привезли в Калининград для оглашения решения Верховного суда по его жалобе . Но убийца решения, оставившего в силе приговор, так и не услышал: он скончался в камере СИЗО от резкого падения давления. После этого Собкович, находившийся на излечении, вдруг резко пошел на поправку и вскоре предстал пред судом.

Два года Калининградскую область сотрясала серия убийств часовых Балтийского флота, милиционера, гражданских лиц. Чем дольше продолжалось расследование (и чем длиннее становился кровавый список), тем очевиднее становилось, что преступления совершали не доморощенные урки, а хорошо подготовленные профессионалы. Очень уж грамотно и безошибочно работали убийцы, тщательно готовились, действовали наверняка, умело заметали следы. В мае 2001 года командир спецназа Балтийского флота, побывавший на месте гибели матроса контрактной службы Дмитрия Каплина, сделал вывод, что против часового “работали” люди, прошедшие подготовку в одной из диверсионных частей Вооруженных Сил.

Скрупулезно шаг за шагом сыщики отрабатывали всех тех, кто проходил службу с спецназе и ныне проживает в области. Почти 12 тысяч человек прошли через их “сито”, и, наконец, оперативники вышли на двух парней 22 и 23 лет от роду, Артема Собковича и Алексея Спильника , нигде не работающих, раскатывающих по области на неплохих автомобилях, со вкусом одевающихся. После срочной эти двое пытались устроиться в разные спец подразделения, в СОБРы государственных силовых структур. Но их туда не брали.

“На следствии, рассказывал мне полковник из прокуратуры Балтийского флота, - Собкович и Спильник заявили, что решили доказать всему миру - они круче всех, кто ими пренебрегал. Что флот научил их убивать, и они не смогли уже отказаться от своей спецназовской жизни, находя удовольствие в охоте на людей”.

Почти сразу же после задержания бывшие “морские котики” признались в совершенных 12 убийств.

2000 год

25 августа заколот 66 -летний стрелок ВОХР Василий Романовский, охранявший военный аэродром в Чкаловске.

19 сентября в том же Чкаловске на автостоянке ночью из похищенного у стрелка ВОХР карабина СКС были убиты два охранника - 40 летний Андрей Акимов и 50 летний Константин Дешкович. Затем преступники хладнокровно перерезали им горло, трупы оттащили в кусты, подожгли сторожку и три автомобиля.

21 сентября убит 37 летний предприниматель житель Чкаловска Юрий Борисов.

9 октября первое нападение на часового. Рядовой Андрей Полев охранял свою часть в пос. Ладушкин. Его обстреляли из автомата. Солдат чудом уцелел..

2001 год

12 мая в перестрелке погиб матрос контрактной службы 24 -летний Дмитрий Каплин, охранявший склад в поселка Кострово.

10 июля в Калининграде на АЗС из автомата Каплина был убит старшина милицииАлександрУгрюмов и тяжело ранена оператор Элина Жохова. У милиционера после контрольного выстрела в голову был забран пистолет и радиостанция.

В ночь с 22 на 23 августа у поселка Рябиновка были расстреляны два часовых - матросы Николай Захаров и Роман Полуэктов. Огонь по ним велся из заранее приготовленного укрытия.

1 августа исчезла сотрудница издательства “Янтарный сказ” 33 летняя Анжела Гвоздарева и ее знакомый Вадим Данчин. Машину Данчина нашли сожженной в лесу. (Собкович и Спильник на следственном эксперименте показали как они убили Гвоздареву и Данчина, куда отвезли тела и закопали. )

26 октября пропали калининградцы Андрей Куватов и Лариса Куликовская. Оказалось, что они тоже стали жертвами бывших военнослужащих.

В ходе следствия сыщики выяснили, что преступники - без вредных привычек, на службе имели отличные характеристики. А служили они в поселке Парусное близ Балтийска . Именно здесь расположено отдельное подразделение специального назначения Балтийского флота, организованное в октябре 1954 года и готовящее боевых пловцов.

За годы службы Собкович и Спильник получили высшее спецназовское образование, научились обращаться со спецсредствами, стрелять из многих видов оружия, выходить из подводной лодки под водой через торпедный аппарат, прыгать с парашютом на воду и лес, ночью и в непогоду, с оружием и в снаряжении аквалангиста, обсыхать ночью у костра под дождем и т.д. Служили Собкович и Спильник отлично, не имели не единого замечания. У них превосходные характеристики, спецкурс освоили блестяще. Как попали будущие головорезы в спец подразделение - вопрос особый.

В часть, где готовят боевых пловцов, попадает не каждый призывник: из трехсот отбирают два три человека. Особое внимание обращается на общее развитие, психологическую устойчивость кандидата в боевые пловцы. Эти показания оцениваются в ходе предварительного собеседования, проведения тестов на психологическую и профессиональную пригодность, которые проводят офицеры управления воспитательной работы Балтийского флота.

Как “политработники” провели тестирование, и какие выводы сделали, можно судить по конечному результату. Трудно назвать ошибкой, а уж тем более “издержками производства”, людей, убитых в Калининградской области... Ведь после флота бандиты не были взяты в ряд силовых структур, так как на этот раз не прошли … психологический отбор.

В ходе предварительного следствия бывшие “морские котики” Балтфлота сдали и еще одного своего подельника, причастного к убийству нескольких человек. Владимир Борисенко срочную проходил тоже в элитном подразделении воздушно-десантных войск.

…На суде Артем Собкович вины своей в убийствах, в принципе, не отрицал. Говорил только, что в подавляющем большинстве случаев идея совершить преступление принадлежала не ему, а покойному Спильнику. И вердикт суда - пожизненное заключение - бывший “морской котик” восприняла спокойно.

Итак, все убийцы получили по заслугам, справедливость восторжествовала. Но суд не дал ответа на вопрос как на “гражданке” с пользой применить знания и навыки, полученные спецназовцами на срочной службе.

Понятно, молодым парням, попавшим волею случая в диверсионные подразделения, инструкторы все два года внушают, что они супермены и им любое задание по плечу. Так и должно быть на войне. Но в мирной жизни совсем другие законы. Боюсь, что многие сослуживцы Собковича, Спильника, Борисенко не прочь устроить себе достойное существование, используя навыки профессиональных убийц.