Зачем ректоры архангельских вузов идут в Болонский процесс?

О предстоящих изменениях сообщил доктор наук, проректор государственного университета управления, председатель учебно-методического объединения по менеджменту Эдуард Коротков . Он рассказал, что с 2007 по 2010 год, согласно Болонскому процессу, вузы должны перейти на двухступенчатую систему образования. Также особо подчеркнул, что Министерство образования подразумевает плавный переход вузов на новую систему. И отдельно отметил, что Архангельск и ведущие областные вузы принимают очень активное участие в образовательных процессах.

“Многие специальности, которые сейчас существуют, например, в менеджменте, исчезнут. Будут только бакалавриат и магистратура. Расчет трудоемкости учебного процесса станет осуществляться по зачетным единицам (из расчета 1 единица – 30 учебных часов) и так далее, - уточнил Эдуард Коротков. - В ноябре мы раздали вузам макеты государственного стандарта и попросили их дать свои предложения по компетентностному составу, который мы должны включить в этот стандарт”.

Как сообщает пресс-служба администрации области , в связи с переходом на новую систему появляется и ряд трудностей: госстандарт важно создавать с широким участием работодателей, а не в замкнутых недрах вуза. Но не все работодатели подходят к этому заинтересованно и готовы профессионально определять требования, предъявляемые к выпускникам вузов. К тому же третье поколение госстандарта подразумевает оценку не только качества знаний, но и качество компетенций – то есть готовность к определенному виду деятельности, ролевой структуре деятельности и так далее.

В свою очередь, руководители областных учебных заведений подняли проблему преемственности в подготовке учащихся в системе общего, среднего и высшего образования. В частности, директор лесотехнического колледжа Императора Петра I Василий Гальвас подчеркнул: сегодня крайне важно выстроить переход с одной ступени на другую и создать единую интегрированную систему образовательного пространства.

А теперь некоторые размышления. Болонским процессом с 1999 года - года подписания Болонской декларации министрами образования 29 европейских государств - стали именовать движение, цель которого заключается в "гармонизации" систем образования, прежде всего высшего, стран Европы.

Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять все лучшее, что есть у партнеров - за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы и т.д.; в результате единая Европа приобретет большую привлекательность на мировом "образовательном рынке".

Для обеспечения "гармонизации", в свою очередь, системы высшего образования должны стать "прозрачными", максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т.д.

В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса, к тому времени уже 33-х, Российская Федерация в лице министра образования РФ В.М. Филиппова поставила свою подпись под Болонскойдекларацией, тем самым обязавшись до 2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.

Это означает, что Россия перестает быть в изоляции и получает возможность влиять на решения, принимаемые участниками Болонского процесса (их вместе с другими присоединившимися странами теперь 40).

Как отмечал в свое время С. Митрофанов, “не нужно быть особенным провидцем, чтобы предсказать, к каким грандиозным социальным последствиям должен в конце концов привести заявленный "болонский процесс". Элементарно, через 20-30 лет вчерашние "мобильные" студенты, прошедшие, скажем, один курс в Праге, а второй - в Сорбонне, займут ушедших по возрасту представителей европейского менеджмента, и тогда... последние барьеры внутри ЕС будут естественным образом сняты. Образуется, как сказал бы покойный Лев Гумилев, совершенно новый - общеевропейский этнос”.

Но не все так гладко с претворением в жизнь “болонского процесса”. Многие из европейских социалистов вполне оправданно подозревает, что политики, возбужденные интеграционными процессами в Европе, сгоряча замысливают такую реформу, системные последствия которой они не в состоянии предсказать.

Вот что пишет профессор Ани Винокур из Нантерского университета (Франция): "Мы находимся на стадии экспериментирования в масштабе жизни (наблюдателя). Вдохновители и исполнительные реформы вряд ли прикладывают необходимые усилия, чтобы предсказать возможные системные эффекты".

Еще более резко высказался другой научный сотрудник из Нантера, координатор международного форума по проблемам реформы образования - Кароль Сигман. "Мы критикуем болонский процесс, поскольку они выдвигают хорошие предложения, но которые на поверку не так хороши. Сказано, что студенты должны учиться в разных странах и Европа должна помогать их передвижению. Но это будет возможно (и уже реализуется по этой схеме) с помощью системы "кредитов" или "очков". Например, ты занимаешься правом полгода в Париже, набираешь столько-то очков, потом продолжаешь в Вене и там занимаешься историей искусства или чем угодно.

В конце концов набираешь достаточно очков, чтобы получить черт знает какой диплом. Но самое интересное, что поддерживают этот проект предприятия и все их лобби. Почему? Нам кажется, что причина кроется в том, что работник, получивший такой диплом, вряд ли сможет требовать определенную зарплату, ссылаясь на уровень его образования.

Таким образом, политика ЕС приводит к уничтожению диплома как ориентира для установления шкалы зарплат. Надо отметить, что европейские элитарные вузы (Кембридж, Парижский институт политических наук и т.д.) отказались участвовать в этом процессе. Это означает, что Европейский союз строит дерегламентированную сферу образования для "обычных" людей, но остается нормальная сфера образования для элиты.

Мы считаем, что надо изучать все эти процессы в параллель с новыми правилами игры, определенными ВТО, поскольку цель ВТО - превратить образование в рынок. Отсюда и вопросы наших исследований: что такое государственные услуги, государственные обязательства перед своим гражданами, где кончается государство и начинается рынок, как образование превращается в рыночную ценность?"

Вот и хочется задать все-таки вопрос: какое будущее у российского образования? Не утратим ли мы тех ценностей, которыми всегда гордились выпускники наших вузов?

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить