Автор bratkov

35 лет назад по Луне проехал советский «Луноход-2»

Сегодня на космодроме "Плесецк" (Архангельская область) отмечают довольно интересную. хоть и не слишком приметную дату. 35 лет назад, 16 января 1973 года в 01 час 35 минут по московскому времени автоматическая станция “Луна-21” совершила мягкую посадку на поверхность Луны в восточном районе Моря Ясности, внутри кратера Лемонье диаметром 55 километров. Автоматическая станция “Луна-21” была выведена на околоземную орбиту 8 января 1973 года с космодрома Байконур ракетой-носителем “Протон”. Получив, необходимую скорость и освободившись от последней ступени, станция перешла на трассу полета к Луне.

Согласно программе полета 13 и 14 января были проведены коррекции окололунной орбиты и станция “Луна-21” перешла на эллиптическую орбиту с минимальным удалением от поверхности Луны 16 километров. Сход с орбиты и посадка автоматической станции были успешно выполнены с помощью унифицированной посадочной ступени.

Автоматическая станция “Луна-21” доставила на Луну передвижную научную лабораторию “Луноход-2” весом 840 килограммов. На луноходе и посадочной ступени были установлены Государственный флаг СССР и вымпел с изображением Государственного герба Советского Союза и надписью “50 лет СССР”.

Место посадки находилось в непосредственной близости от материкового района, представлявшего большой научный интерес. Долгое время поверхность Моря Ясности не исследовалась непосредственно космическими средствами. В декабре 1972 года на его восточной окраине совершил посадку американский аппарат “Аполлон-17”. Советский луноход “прилунился” в 180 километрах к северу от места посадки “Аполлона-17”. Впервые в практике исследований Луны космическими средствами советский и американский аппараты совершили мягкие посадки в такой близости друг от друга.

После посадки “Луны-21”, контроля состояния бортовых систем лунохода и осмотра окружающей поверхности с помощью телевизионных камер, “Луноход-2” по трапам сошел на поверхность Луны. В 04 часа 14 минут 16 января 1973 года лаборатория начала свой путь по поверхности Луны. В нескольких метрах впереди на его пути оказался довольно старый кратер, диаметром 15 метров. Если раньше, когда “учили ходить” первый “Луноход”, эта естественная преграда вызвала бы жаркую дискуссию, то “Луноход-2” преодолел её, что называется, “с хода” и остановился уже почти в 30 метрах от посадочной ступени.

Во время движения по лунной поверхности была осуществлена проверка ходовой части аппарата и систем управления, получены телевизионные изображения посадочной ступени и лунного рельефа. Для проведения исследований самоходный аппарат был оборудован научной аппаратурой, системой дистанционного управлений, радио- и телевизионной связью. В соответствии с советско-французским соглашением о сотрудничестве в изучении и освоении космического пространства в мирных целях на “Луноходе-2” был установлен уголковый отражатель, изготовленный французскими специалистами и предназначенный для продолжения экспериментов по лазерной локации Луны.

Управление движением “Лунохода-2” осуществлялось из симферопольского Центра дальней космической связи Командно-измерительного комплекса (ныне Главного испытательного центра испытаний и управления космическими средствами им. Г.С.Титова). Проведение сеансов связи с луноходом государственная комиссия поручила офицерам космических частей, входивших в состав Главного управления космическими средствами Министерства обороны СССР.

Первый сеанс связи было поручено провести экипажу в составе командира майора Игоря Леонидовича Федорова, водителя майора Вячеслава Георгиевича Довганя, оператора майора Николая Яковлевича Козлитина, штурмана майора Викентия Григорьевича Самаля и бортинженера майора Альберта Евстафьевича Кожевникова. Второй сеанс связи с лунной лабораторией осуществлял экипаж в составе командира майора Николая Михайловича Еременко, водителя старшего лейтенанта Габдулхая Гимадутиновича Латыпова, оператора старшего лейтенанта Валерия Михайловича Сапранова, штурмана майора Константина Константинович Давидовского и бортинженера майора Леонида Яковлевича Мосензова.

К сожалению, во время полета к Луне вышел из строя датчик местной вертикали, и “Луноход-2” лишился навигационной системы. Опыт экипажа “Лунохода-1” позволил второму лунному вездеходу успешно спуститься на лунную поверхность. Четыре месяца экипаж водил аппарат без телеметрических показаний значения углов крена и дифферента на стрелочных приборах, ориентируясь только по горизонту Луны и доверяясь интуиции водителей. “Лунной акробатикой” назвали тогда движение “Лунохода-2” по гребню вала кратера в Море Ясности. Водитель лунохода не мог рассчитывать на срабатывание блоков защиты и аварийную остановку при положении шасси выше расчетнодопустимых.

За четыре месяца (пять лунных дней и ночей) с 16 января по 10 мая 1973 года с “Луноходом-2” было проведено 60 сеансов радиосвязи. Передвигаясь в условиях сложного лунного рельефа аппарат, преодолел 37 километров. С помощью телевизионной аппаратуры, установленной на борту вездехода, на Землю были преданы 86 панорам и более 80 тысяч телевизионных снимков лунной поверхности. В 493 точках определялись физико-механические свойства грунта, а в 23 точках был проведен его химический экспресс-анализ. В ходе съемки были получены стереоскопические изображения наиболее интересных особенностей лунного рельефа, позволившие провести детальное изучение его строения. Об этом сообщает Служба информации и общественных связей Космических войск .

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Олег АНДРЕЕВ — о псевдоценностях Запада и истинных сокровищах России
Мировой терроризм не обойдет Россию
Названы семь самых неоправданно дорогих продуктов питания
В Москве вместо детского паззла в посылке нашли 30 килограммов наркотиков
Макрон: принимать мигрантов — дело чести
Путин поставил вопрос о конкурентоспособности российских портов
Дмитрий ЛИНТЕР — о том, зачем Эстония привечает радикальных украинских нацистов
Следственный комитет предъявил Серебренникову обвинение
Аналог Царскосельского лицея для одаренных детей появится в Ленинградской области
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Командование эсминца "Фицджеральд" осталось без работы из-за "потери доверия"
Ту-160 "Белый Лебедь"
Москвич откусил ухо дворнику Махмуду за жену с собачкой
Порошенко снова обещает предложить перемирие в Донабассе
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Ющенко: Донбасс всегда был "ватным"
Пожар в Ростове: причины, условия и последствия — Максим ВИНТЕР
Стала известна стоимость американского угля для Украины