Северодвинск - город атомных "кастрюль", молитв и подлодок

Там, где с молитвой рождаются подлодки

Один ветеран сказал мне, что этот город построен на костях. Другой — на советском энтузиазме. Третий — что начался он с монахов. Правы все! В Северодвинске, что на Русском Севере, древняя духовная обитель находится на закрытой территории стратегического индустриального гиганта. А некоторые жилые кварталы — на месте кладбищ первостроителей.

Северодвинск — словно корабельный канат, сплетенный из событий и фактов ушедших эпох. В марте 1936 года правительственная комиссия определила площадку для строительства новой и самой мощной верфи в районе Никольского устья реки Северная Двина. Единственным капитальным строением на болотистом берегу залива был заброшенный к тому индустриальному времени Николо-Корельский монастырь — каменные строения XVII века.

Принято считать, что именно из Николо-Корельского монастыря в 1730 году отправился на учебу в Москву Михаил Васильевич Ломоносов (титулы и звания перечислять?). Впервые монастырь, который сейчас до сих пор, как в городе говорят, "за забором" самой крупной военной верфи Европы, Севмашпредприятия, упомянут в Двинской летописи 1419 года. В 1553 году к его причалу пристал корабль английского мореплавателя Ричарда Ченслера.

Читайте также: Зависть, ревность и российские города

В общем, именно тут началось регулярное общение русских с англичанами! Представьте себе — северодвинский офис "Правды.Ру", где пишутся эти строки, находится всего в сотне метров (вижу из окна) от места первого реального делового контакта России с Европой! И вплоть до основания Архангельска в 1584 году у стен Николо-Корельского монастыря действовал самый первый торговый порт России.

Там, где с молитвой рождаются подлодки. 285114.jpeg

Древний монастырь сейчас восстанавливают, несколько лет назад руководство Севмаша организовало проезд к монастырю православных верующих, там в престольные дни проходят богослужения. Конечно, очень трудно представить, как это рядом с суперсовременными атомными подлодками звучат древние слова молитвы, но так и есть. И атомоходы сейчас благословляет в добрый ратный путь именно священник…

Есть такая легенда. Когда в начале 30-х только-только намечали это важное для страны строительство, долго выбирали место. Иосиф Виссарионович Сталин подошел к карте и спросил: а это что за крестики на берегу Белого моря нарисованы? Так обозначались по правилам тогдашней топонимики кладбища и монастыри. "Вождю народов" об этом напомнили. И Сталин ткнул карандашом в крестики: строить будем здесь, монахи в плохом месте не поселятся! И так в глухой тайге в 35 километрах от Архангельска образовался промышленный центр, который ведет за собой всю современную военно-морскую стратегическую оборонную промышленность после потери судостроительных мощностей в Николаеве, благополучно перепрофилированных братьями-украинцами в мелкие судоремонтные предприятия, авианосцы и крейсера незалежной без надобности.

Первые бригады строителей прибыли в Никольское устье Северной Двины на пароходе "Иван Каляев" в июле 1936 года. За четыре месяца была построена железнодорожная магистраль до Архангельска, быстрыми темпами началось строительство эллингов завода, жилых домов и социальных объектов. Рабочий поселок получил название Судострой. В 1938 году поселок был преобразован в город Молотовск (в 1957 году во время разгула "хрущевщины" после победы над антипартийной группировкой Маленкова-Молотова переименован в Северодвинск).

В 1939 году на заводе № 402 (это его с 1959 года называют Севмаш) был заложен первый корабль — линкор "Советская Белоруссия". В годы Великой Отечественной войны кораблестроительная программа была приостановлена. Из 40 тысяч жителей города 14 тысяч ушли на фронт. Предприятие обеспечивало боеспособность кораблей Северного флота, ремонт иностранных транспортов, участвующих в Северных конвоях. Валентин Пикуль, посвятившей теме ленд-лиза много страниц, описывая порт, принимающий грузы союзников, вспоминал именно Молотовск. Именно тут находится дом, в котором он жил в детстве, в эвакуации. Отсюда и ушел писатель в Соловецкую школу юнг.

В войну именно Молотовский порт стал одним из основных на Севере страны, обеспечивающим поставки ленд-лиза. Местные портовики обработали около 200 судов, 60 тысяч железнодорожных вагонов, приняли около миллиона тонн военных грузов. В годы войны тут было отремонтировано 139 кораблей и судов.

Там, где с молитвой рождаются подлодки. 285112.jpeg

В первые послевоенные годы основной специализацией судостроителей стали подводные лодки. Первая советская атомная подводная лодка К-3 "Ленинский комсомол" была успешно передана в опытную эксплуатацию в 1958 году, а Северодвинск стал центром атомного подводного кораблестроения страны. К настоящему времени здесь построено 128 атомных подводных лодок — больше, чем на любой другой верфи мира. Не так давно Северодвинск, который сейчас везде называют городом корабелов, получил статус моногорода.

Читайте также: Опустошение - главная проблема русской нации

Бывший мэр Северодвинска Вячеслав Росляков рассказывал, что в 1970 году депутаты горсовета долго гадали, что поместить на герб города. Ведь Северодвинск — закрытый населенный пункт, и тем, "кому не положено", знать о нем вообще… не положено. Говорят, что отправляясь в отпуск, скажем, на юг, северодвинцы получали весьма своеобразный инструктаж. Спросят на курорте: ты откуда? Отвечай: из Архангельска. Где работаешь? На заводе, где кастрюли делают. А атомные стратегические "кастрюли" с баллистическими ракетами тем временем бороздили весь мировой океан…

Так вот, после долгих споров депутаты и партийцы пришли все-таки к единому мнению. Стилизованное изображение чайки, шестерни и волн сейчас помещено на тринадцатиметровой стеле на въезде в город. Правда, после краха СССР, когда напрочь отметалось все советское, был принят как бы "официальный" герб — цветок шиповника, отдаленно напоминающий гребной винт субмарины. Но чайка и шестеренка все равно ближе сердцу горожан.

Там, где с молитвой рождаются подлодки. 285113.jpeg

Кстати, по поводу "неофициального" названия Северодвинска — город корабелов — есть уже не легенда, а быль, причем даже задокументированная. Автор этих строк слышал ее от редактора (в то время) городской газеты "Северный рабочий" Василия Соснина. В 1984 году тогдашний министр обороны СССР Дмитрий Устинов, выступая на торжественном собрании в только-только построенном драмтеатре по случаю вручения Северодвинску ордена Ленина, вдруг (к ужасу присутствующих в зале!) первым применил этот титул — город корабелов.

Все подумали, что как бы послышалось. Никто никогда ни в самом Северодвинске, ни тем паче за его пределами не упоминал (под страхом попадания в "лапы" КГБ), что город хоть как-то причастен вообще к созданию каких-то там кораблей. Кастрюли делаем, чего там. Короче, журналисты газеты, не поверив собственным ушам, прямо из-за кулис "одолжили" на время напечатанный текст доклада Устинова, чтобы убедиться собственными глазами. И точно: там было написано — город корабелов. Назавтра газета вышла именно с таким заголовком! И никого за это тогда так и не "привлекли"…

День города северодвинцы отмечают по традиции одновременно с Днем ВМФ, в последнее воскресенье июля. И это не удивительно, а совершенно естественно. 27 июля Северодвинску исполняется 75 лет. Ну что ж, с днем рождения, город корабелов.

Читайте самое интересное в рубрике "Регионы"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить