В Петрозаводске разгорается большой скандал по поводу общественного транспорта

В Карелии грянула "троллейбусная революция"

В Петрозаводске разгорается большой скандал: горадминистрацию обвиняют в разрушении системы городского транспорта. А началось все с того, что по инициативе мэра Петрозаводска стоимость проезда в городском общественном транспорте (в частности, в троллейбусах) с 1 января 2014 года была снижена с 17 до 10 рублей. В итоге возник конфликт интересов.

Конфронтация маршрутно-автобусных "частников" и троллейбусных "муниципалов" в столице Карелии достигла пика, а тем временем Петрозаводск все чаще "зависает" в пробках. В местной прессе начали говорить даже о некоем "насильном" переделе транспортного рынка при непосредственном участии первого в истории Петрозаводска мэра-женщины Галины Ширшиной, избранной совсем недавно, 8 сентября 2013 года. Население, кстати, ее горячо поддерживает в смысле транспорта. Да и как не поддерживать-то? Для кого-то семь рублей — ерунда. А для кого-то и вполне реальная денежка…

Многим компаниям-перевозчикам почтой уже были разосланы уведомления об одностороннем расторжении муниципальных договоров на обслуживание маршрутов. А городские власти решили 15 февраля начать новый конкурс на организацию перевозок. До этого времени пассажирские перевозки, а конкретно троллейбусное движение в городе будет осуществлять муниципальное учреждение "Городской транспорт".

"Люди в городе, по-моему, пока однозначно за инициативу мэра. Но Галина Ширшина наткнулась на серьезное сопротивление, — рассказал в интервью "Правде.Ру" по телефону журналист из Петрозаводска Евгений Галушин, который наблюдал эту неоднозначную ситуацию с самого начала. — Уж не знаю, кто из экономистов просчитывал ситуацию, но пока мэр стоит на своем, упирая на социальную составляющую перевозок".

Остается добавить, что администрация Петрозаводска накануне официально объявила об увольнении первого заместителя мэра Олега Дежурова. В числе прочего он в определенной мере курировал и транспортную сферу столицы Карелии. Мэр Петрозаводска заявила, что его обязанности вполне может исполнять и сама.

Каким образом 35-летняя Галина Ширшина, поддержанная 8 сентября 2014 года на выборах мэра Петрозаводска "Яблоком", и ранее бывшая университетским преподавателем на кафедре психологии, будет самолично разбираться в транспортной экономике, оставим за скобками. Хотя именно психологически ход, конечно, рассчитан безукоризненно — люди и впрямь довольны: всего червонец в троллейбусе вместо 17 рублей за маршрутку!

А вот шевелятся ли волосы на головах карельских экономистов, пока неизвестно… Как неизвестно, чем закончится в конце концов "транспортное" противостояние в Петрозаводске, подобных которому в последние годы в России еще не видывали. Точнее, так: еще неизвестно, кто первый обанкротится — автобусно-маршрутные перевозчики-частники или муниципальное троллейбусное предприятие?

Телефоны "бунтующих" перевозчиков-частников столицы Карелии, найденные в интернете, увы, молчали. В мэрии Петрозаводска комментировать ситуацию не стали из соображений "как бы чего не вышло" (все-таки ситуация в городе напряженная!), отослав к информации, опубликованном на официальном сайте города и к публикациям СМИ. Собственно, выше как раз и опубликована своеобразная квинтэссенция из прессы по этой теме.

Вообще дела с муниципальным транспортом в России, судя по официальным данным, хуже некуда. Конкретно муниципальных пассажирских транспортных предприятий в стране осталось лишь 85 процентов от "советского" уровня. А те, что остались, по итогам любого года обычно "уходят" в минус. До 90 процентов "старого" муниципального транспорта, в том числе и на электрической тяге, уже выработало свои сроки эксплуатации. И вообще — во многих регионах о каком-то муниципальном транспорте уже просто забыли (синоним — махнули рукой) и не надеются на его "реанимацию".

Но все-таки: может ли подобная ситуация (когда народ вроде бы доволен, а многие перевозчики нет) сложиться в других российских регионах? Возьмем, к примеру, соседнее с Карелией Поморье, где муниципальный транспорт вообще практически исчез. И ситуация с пассажирскими перевозками по этой причине там более или менее внятная и "транспортные войны" уже вроде как бы позади, ибо рынок как бы уже "распилен". И где ситуацию, кстати, вполне охотно комментируют ответственные лица.

"В Петрозаводске, в отличие от нас, сохранено муниципальное предприятие "Городской транспорт", и в столице Карелии благополучно ездят 97 троллейбусов, которые работают по семи маршрутам, — рассказал "Правде.Ру" председатель комитета по промышленной политике, транспорту, связи и экологии областного Собрания Архангельской области депутат Эрнест Белокоровин. - В Архангельске нет муниципального транспорта и повторить такой маневр, как в Петрозаводске, у нас просто нереально. В этой ситуации тесно переплетены интересы городской власти, населения и транспортных предприятий. Власти снижают цены на билеты — значит, выпадающие доходы должны компенсироваться из бюджета. Естественно, население будет приветствовать такие инициативы.

С другой стороны, никто почему-то не озвучивает калькуляцию реальных затрат. Если мэр Ширшина сумела снизить цену поездки, и при этом городской бюджет не понес дополнительных расходов, а муниципальное предприятие — убытков, честь ей и хвала. Если же МУП такими решениями загоняют в финансовую пропасть… В любом случае, власть, конечно, просто обязана действовать в интересах населения, искать и находить приемлемые решения.

Все перевозчики всегда недовольны ценой билета — они ежегодно просят областное правительство пересмотреть тариф, мотивируя это растущей стоимостью бензина, запчастей, инфляцией и так далее. Однако в мою депутатскую приемную почти каждый день приходят жалобы жителей окраин на то, что вечерами и в выходные автобусное сообщение на некоторых окраинах Архангельска крайне неудовлетворительное".

В общем, будет качественная услуга по перевозке пассажиров — законодатели готовы тарифы пересматривать. Причем это касается любого региона… Или взять, например, соседний с Архангельском (который, кстати, еще называют теперь "городом бешеных "ПАЗиков" из-за обилия маршрутных автобусов именно этой марки) промышленный моногород Северодвинск: крупное муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие (ПАТП, несколько сотен работающих) там существовало дольше всех в регионе. Предприятие, де-факто уже в 2009 году имевшее все признаки банкротства, долго "тянули", что называется, всем миром, что, в принципе, и понятно.

Но в современных условиях крупным "муниципалам" тягаться с менее "затратными" частниками было непросто. ПАТП все-таки де-юре обанкротилось, почило в бозе. Результат: с минувшего года практически все городские и пригородные маршруты в Северодвинске обслуживают именно частники. "Бешеных ПАЗиков" и "ГАЗелей" там стало не так много, как в Архангельске. Появились уютные частные автобусные иномарки.

Как не много стало и жалоб от населения на работу транспорта — точнее, их не больше, чем во времена существования муниципального ПАТП. Буквально накануне, с 1 февраля 2014 года, на многих автобусах в Северодвинске появились красноречивые транспаранты: "Муниципальный заказ". Значит, по всем вопросам перевозок можно обращаться в администрацию города, а не только к хозяевам автобусов.

Депутат городского Совета Северодвинска Алексей Кукушкин в беседе с корреспондентом "Правды.Ру" свое мнение о возможных удачных решениях проблем пассажирских перевозок:

"Принципиально важным тут является сохранение муниципального контроля над пассажирскими перевозками в городе. Что как раз и налажено в Северодвинске. Если при этом цена для конечного потребителя будет снижаться — это здорово. Безусловно, различные участники транспортного рынка преследуют разные цели. Но все-таки приоритетными считаю интересы пассажиров. На сегодняшний день в Северодвинске работает несколько перевозчиков: предприятия разные по масштабу, потенциалу. Но регулирование рынка пассажирских перевозок осуществляется через муниципальный заказ"

В общем, вывод о положении муниципального транспорта в России таков: до тех пор, пока вопросы благосостояния и уровня жизни предъявляются владельцам автобусов, а вопросы безопасности на общественном транспорте -- чиновникам, жизнь в стране будет такая же — вывернутая наизнанку…

Читайте самое интересное в рубрике "Россия"

 

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить