Северный завоз: драку заказывали?

Накануне появилась информация о том, что в трех северных районах Якутии люди выстраиваются в очереди за продуктами, которых стало не хватать якобы из-за срыва северного завоза. Некоторые якутские СМИ сообщают даже о драках за еду в Абыйском районе и о том, что котельные переходят в режим экономии. Что на самом деле происходит с северным завозом?

Есть сообщения и о том, что на Дальнем Востоке в рамках северного завоза есть проблемы с повышением цен на топливо. Приводятся даже цифры, исходящие от "неназванных лиц" в правительстве Якутии (то есть в силу неопределенности источника их проверить или опровергнуть достаточно трудно). Так, указывается, на Индигирку пока доставлено в два раза меньше топлива, чем планировалось. Но, по мнению специалистов, тревогу бить пока рано.

И сумма дополнительных расходов на северный завоз в нынешнем году ожидается в пределах миллиарда рублей — причем конкретно из государственного бюджета республики Якутия-Саха, поскольку федеральный центр свои запланированные финансовые обязательства по завозу уже выполнил в полном объеме. Основной причиной срыва северного завоза на местах называют обмеление рек и ранний ледостав. Однако многие, как пишут в Якутии, говорят и о халатности местного начальства.

Сейчас доставку продуктов в северные районы Якутии, попавшие с затруднительное положение в связи с ранним ледоставом на реках, по воздуху продолжат самолеты и вертолеты МЧС. Накануне спецборт доставил из Москвы детское питание, муку и консервы — более 40 тонн грузов. По информации комиссии ЧС, которая оценила на местах ситуацию с провизией в регионе, серьезного дефицита пока не ощущается, магазинные полки не пустуют.

Как уже сообщала "Правда.Ру", вертолет Ми-26 и самолет Ан-74 Дальневосточного регионального центра МЧС привез в якутский поселок Чокурдах шесть тонн овощей, а в селение Белая гора — пять тонн продуктов: крупы, консервы, сахар. Кроме того, глава "чрезвычайного" ведомства Владимир Пучков потребовал от якутских чиновников внимательно отслеживать цены на продовольствие и не допустить их продажу по завышенной стоимости.

Кстати, глава Якутии Егор Борисов накануне очень резко отреагировал на заявление одной из своих чиновниц о том, что завоз жизнеобеспечивающих грузов в северные районы республики не выполнен. Представителям местных надзорных органов было строго указано провести тщательную проверку всего процесса завоза — от организации доставки грузов на Север до исполнения всех намеченных планом мероприятий. Пока, судя по прессе, никаких особых замечаний контролерами не выявлено. Но "остались вопросы к хозяйствующим субъектам", попросту говоря — к чиновникам на местах.

Почему такой шум именно вокруг Якутии? Да, кажется, новые понятные тревоги как бы легли на "старые дрожжи". В минувшем году не успели прорыть судовой проход в устье Индигирки. В результате теплоходы с грузами, предназначенными для Абыйского, Аллаиховскго и Момского районов, полтора месяца простояли на морском участке, а в канун зимы вынуждены были разгрузиться в устье другой реки.

17 груженых судов тогда смогли пробиться на Индигирку лишь в период ледостава и вмерзли в лед. 30 тысяч тонн жизненно важных грузов не дошли до получателей. Их пришлось завозить втридорога по зимникам и транспортной авиацией. Не успели — и у местного населения появилась масса проблем. Но не будем спешить вторить главе Якутии, прилюдно "раздолбавшего" чиновницу если не за срыв завоза, так за панику и довольно "длинный язык". Подождем официального срока окончания северного завоза, он и покажет, кто прав.

Кажется, из той же серии и "длинный язык" сообщений некоторых дальневосточных СМИ, что из-за памятного стихийного наводнения северный завоз имеет немалые проблемы в некоторых отдаленных районах пострадавшего региона. Мол, цены на дизтопливо и бензин там возросли чуть ли не втрое! Те же дальневосточные СМИ (правда, не все) уже успели сыграть в "обратку", намекая, что панику в регионе специально наводят компании, которые подрядились обеспечивать поставку топлива в далекие населенные пункты. Уж им-то слухи о повышении цен на топливо, сами понимаете, на руку!

Верить или не верить? Обратимся к экспертам. Вот что сообщили по этому поводу опрошенные "Правдой.Ру" специалисты.

Доцент кафедры экономики Благовещенского государственно педагогического университета, независимый бизнес-консультант Андрей Конюшок:

"Прогнозом по ценообразованию во время северного завоза в отдаленные пункты занимаются специальные компании по контракту с правительством Амурской области, а там даже не рассматривают возможность давать им разрешение на повышение цен, в частности, на топливо. То есть компании-подрядчики не имеют права сами это делать. Так что этого случиться не должно!".

Председатель комитета Государственной думы по проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов:

"У нас в стране северный завоз всегда напряженным был, еще со времен СССР, в том числе и по топливу. И всякие домыслы, слухи по завозу тоже были всегда. Давайте не будем спешить и опираться именно на домыслы и отдельные публикации. Поверьте, если бы в любом регионе возникла какая-то нестандартная ситуация, то и правительство, и Госдума отреагировали бы немедленно. Тревога была бы объявлена сразу же!

Конечно, сейчас меньше суда используется для северного завоза, чем, скажем, во времена СССР. Но они используются с максимальной возможной эффективностью. Каких-то серьезных сигналов из регионов, в том числе, из дальневосточных, пока не было. А в Якутии идет плановая работа МЧС, в связи с неблагоприятными погодными условиями в отдельных районах, но не в республике в целом".

А как обстоят дела в других регионах, где практически вся жизнь напрямую связана именно северным завозом? Вот что рассказал "Правде.Ру" начальник управления информационной политики администрации Ненецкого автономного округа Денис Павлович Селиванов:

"У нас на данный момент практически 100 процентов топлива по плану уже во все труднодоступные населенные пункты завезено. Кампания по северному завозу начинается сразу же, как лед с рек сходит. То есть, считайте, с мая. Так вот, в нынешнем году с мая по ноябрь топливо планово, без сбоев, завозится по реке, по морю, иногда и по шоссейным дорогам (но их пока немного в наших краях).

Пока, насколько мне известно, никаких разговоров в нашем регионе про повышение цен на топливо в этом сезоне речи не идет. Все, что завезено в НАО, уже на котельных и, естественно, для бюджета округа не подорожает. И у нас даже есть компенсация для населения округа, именно непосредственно для местных жителей.

Бензин и другие нефтепродукты для моторных лодок, бензопил и так далее — из бюджета округа им компенсируется. Но у нас наводнения либо других стихийных бедствий не было, нам проще. Ну, а дальневосточникам, конечно, надо помогать, если там есть проблемы. Жители нашего округа направили им в помощь уже немало и личных денежных средств!".

Читайте все публикации по этой теме

Читайте самое интересное в рубрике "Регионы"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать

Юлия Мостовая, известная на Украине журналистка, редактор киевского еженедельника "Зеркало недели", опубликовала на страницах издания свою статью, которую уже окрестили "криком боли" и рассказом "о любви и надежде", хотя, скорее, длинный текст Мостовой напоминает рассказ "о минуте прозрения".

Прозрение Майдана: мы убили Украину, нужно уезжать
Комментарии
Дмитрий ЛИНТЕР — о том, зачем Эстония привечает радикальных украинских нацистов
Энергетическая экспансия США: уголь для Украины, СПГ для Литвы
Курт Волкер пообещал восстановить территориальную целостность Украины
Вернувшимся на родину литовцам обещают "теплый прием и заботу"
Потерю Крыма Украина оценила почти в три триллиона рублей
Порошенко снова обещает предложить перемирие в Донабассе
Дмитрий ЛИНТЕР — о том, зачем Эстония привечает радикальных украинских нацистов
Александр РАЗУВАЕВ: сдерживание роста зарплат — лоббирование интересов крупного капитала
Кравчук — о причинах конфликта России и Украины: "объятия, которые душат"
Тела погибших моряков эсминца "Джон Маккейн" найдены в отсеках корабля
Война памятников: они и мы
Почему Китай не спешит подписать торговое соглашение с ЕАЭС?
Кравчук — о причинах конфликта России и Украины: "объятия, которые душат"
Кравчук — о причинах конфликта России и Украины: "объятия, которые душат"
Олег АНДРЕЕВ — о псевдоценностях Запада и истинных сокровищах России
Мировой терроризм не обойдет Россию
Названы семь самых неоправданно дорогих продуктов питания
В Москве вместо детского паззла в посылке нашли 30 килограммов наркотиков
Макрон: принимать мигрантов — дело чести
Путин поставил вопрос о конкурентоспособности российских портов
Дмитрий ЛИНТЕР — о том, зачем Эстония привечает радикальных украинских нацистов