На Дворняге - от Атлантики до Тихого

Тернейцев уже никакими заморскими гостями не удивишь. И все же, когда в райцентре появился странный, едва ли не двухэтажный, видавший виды зелененький джип с иностранными номерами, жители провожали его любопытными взглядами. А машина первым делом проехала во двор конторы Сихотэ-Алинского биосферного заповедника. Там хозяева джипа — Кристофер Мани и Роберт Мод облегченно вздохнули и пожали друг другу руки. Сбылась их давняя мечта — они наконец-то добрались до российского заповедника на другом краю света.

На другом, потому что ехали в поселок Терней Приморского края из самой Шотландии.

СТАРТ ОТ БЕРЕГА ЛОХ-НЕСС

Безумная мысль добраться к берегам Тихого океана на авто родилась у Криса и Роба четыре года назад. И тоже на тихоокеанском побережье, только на другом — гораздо южнее Приморья — в Окленде Новой Зеландии. Кстати, там они впервые и познакомились. 33-летний Крис, уроженец Нью-Йорка, окончивший морской колледж под Мюнхеном в Германии, на родине своей матери, и повидавший около 70 стран мира. Роб, с университетским образованием математика, хотя и старше Криса на пять лет, побывал всего лишь в нескольких странах, но оседал в них прочно на несколько лет, успевая даже обзаводиться подругами.

Страсть к перемене мест Роб объясняет примером родителей, точнее, отца — военного летчика, вынужденного по роду службы часто менять место жительства. В Окленде, куда Крис прибыл вместе со своим железным другом мотоциклом, на котором совершал кругосветное путешествие, а Роб — рейсовым авиалайнером, новоиспеченные друзья не только решили посмотреть, что из себя представляет Сихотэ-Алинский заповедник, но и добраться до него не иначе, как на автомашине. Кристофер и Роберт — люди небогатые и на путешествия зарабатывают где придется, применяя свои профессиональные знания.

С этой целью они уехали на родину Роба, в Шотландию. Здесь Крису удалось устроиться капитаном туристического катера на озере Лох-Несс, где, как утверждают, живет то ли гигантский змей, то ли динозавр. Хотя ученые до сих пор официально не обнаружили чудовище, сообщил Крис, оно с завидным постоянством появляется один раз в три года на поверхности озера, создавая очередной туристический бум в Шотландии. По случаю Крис и Роб купили за тысячу долларов подержанный (выпуска 1975 года) "Лендровер" с объемом двигателя немногим более 2 тысяч кубов и перегнали его в Германию. Здесь Крис целый месяц потратил на то, чтобы превратить автомобиль в 2-местный гостиничный номер с минимальными удобствами.

Самое главное, была решена проблема со спальными местами, с углом для кухни-столовой, а также и для хорошего запаса бензина. Для всего этого Крис, а он в экспедиции первое лицо по технической части, поднял крышу "Лендровера" почти на метр. Так как автомобиль после реконструкции совершенно потерял свой первоначальный классический вид, его назвали Дворняга и 7 мая прошлого года отправились в путь.

МОНГОЛЬСКАЯ СТЕПЬ

Знакомство с Россией путешественники начали с Мурманска, преодолев до этого по автостраде скандинавские страны, а заодно и поднявшись на самую высокую гору (2468 м) в Норвегии — Галльхёпигген. Начитавшись Солженицына, подчеркнул Роберт, они с другом посчитали обязательным побывать на Соловецких островах, некогда бывших одним из гулаговских лагерей. Заехали и в сибирский городок Тобольск, где помимо знакомства с историей ссылки царской семьи Крис и Роб с интересом побеседовали с молодыми большевиками в горкоме КПРФ. В Алтайском заповеднике любознательные иностранцы не преминули забраться на гору Белуха (3036 м), которая издавна слывет местной природной достопримечательностью. А перед тем как отправиться на Дальний Восток России, они из Кяхты свернули налево — в Монголию. Легко сказать свернули — на самом деле этот поворот они одолевали около трех недель.

Как оказалось, российская турфирма в Мурманске, принявшая на себя оформление всех документов для автопробега экипажа Дворняги по России, а также по соседним государствам, все-таки что-то в разрешительных бумагах недоделала. Поэтому бедные Кристофер и Роберт потратили полмесяца на телефонные переговоры с английским и американским посольствами, пока наконец российские пограничники и таможня не дали им добро пересечь границу Монголии. Надо сказать, что Крис и Роб придерживались скорости в среднем до 40 километров в час и лишь на отдельных участках автострад развивали ее до 80.

Но даже самая малая скорость не помешала им перед Улан-Батором в наступивших вечерних сумерках улечься набок в овраге. Каково же было изумление Роба, когда он , вернувшись с местными гаишниками к перевернутой машине, застал "Лендровер" как ни в чем не бывало стоявшим на дороге. Нашлись добрые люди даже в не очень людной Монголии — оказывается, проезжавшие мимо уланбаторцы, благо, их оказалось довольно много, просто на руках вытащили Дворнягу из оврага. Затем в пустыне Гоби у джипа полетела водяная помпа, и, как нарочно, они не взяли запасную, поскольку Криса еще в Германии убедили, что эта штуковина, если она новая, выдержит пробег даже вокруг земного шара. С невероятными трудностями, по заснеженной степи, в 40-градусный мороз они добрались до крошечного поселка Мандал-Гоби, где решили техническую проблему. Но зато насмотрелись на табуны лошадей Пржевальского, которые находятся под охраной государства и значительно расплодились в монгольской степи.

РОССИЯНИН ЕВРОПЕЙЦУ — НЕ ЧЕТА

Как известно, между Читой и Благовещенском нет автосообщения, однако наши путешественники решили пройти этот сложный отрезок пути в декабре, когда реки безбоязненно можно переезжать по льду. — А дальше путь от Читы до Хабаровска, а потом через Дальнереченск, Рощино и Мельничное на Терней, — как сказал Крис, — было делом техники вождения. Итак, позади 28 тысяч километров, 15 изношенных покрышек и два полностью разбитых колеса. О России у путешественников самые добрые впечатления, и, как заметил Роб, небогатые россияне куда гостеприимнее, добрее и приветливее благополучных жителей Западной Европы. Правда, были у путешественников две неприятные встречи. Под Новосибирском, на берегу озерца, среди ночи пара пьяных субъектов постучалась в борт "Лендровера" и попросила соли. Им дали не только соли, но и пачку сигарет "Тройка". После чего, по известной русской традиции, ночные гости захотели непременно попасть внутрь автомашины.

Убрались же они после демонстрации туристического топорика. Однако из легко переводимых на все языки мира ругательств уходящих просителей Крис и Роб поняли, что события могут перейти в опасную ситуацию, и немедленно завели мотор. И не ошиблись. Вскоре за солью к ним спешили уже пятеро, причем с кусками железной арматуры, но Крис тут же нажал на газ. Также спешно автостранникам пришлось уезжать из Красноярска. Здесь им подсказали остановиться в дешевой гостинице-пароходе, которая оказалась домом свиданий и где их попытались ограбить, кстати, единственный раз за всю дорогу от Атлантики до Тихого океана. Обратившись за помощью к пароходной охране, Крис и Роб, имея богатый международный опыт подобных ситуаций, сразу поняли, что этого не следовало делать. Поэтому, забравшись в "Лендровер", умчались от греха подальше. Роберт ведет дневник экспедиции, на основе которого он задумал написать книгу, иллюстрированную походными фотографиями. У путешественников нет видеокамеры — это слишком дорого для них. Поэтому весь путь они снимают простым "Кэноном". Дома их с нетерпением ждут родители, а Роба к тому же и бобтейлиха Манон. В наше время в каждом порядочном городе есть Интернет-кафе, и автостранники при первой же возможности дают знать о себе, получают письма домашних и друзей по электронной почте. В Сихотэ-Алинском заповеднике Крис и Роб поучаствовали с сотрудниками проекта "Амурский тигр" в прослушивании радиомаяков. И здесь им очень повезло — они услышали позывные с радиоошейников сразу трех полосатых кошек. Путешественники рассказали о своей походной жизни как взрослым тернейцам, работникам природоохранного учреждения, так и старшеклассникам местной средней школы. В плане у Кристофера Мани и Роберта Мода — переправить свою Дворнягу из Владивостока на пароходе в Канаду. Попутешествовать там, а затем от Аляски спуститься через два американских континента к Патагонии, откуда отправиться прямо домой, в Шотландию.

Евгений Суворов, пос. Терней, специально для газеты "Владивосток"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Кремль рассказал о причинах войны Запада с Россией
Хирург выжигал свои инициалы на печени пациентов
Минстрой России проведет проверку относительно роста тарифов в ЖКХ
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
"Вы вообще нормальные люди?": 10 ярких цитат из пресс-конференции Путина
Хирург выжигал свои инициалы на печени пациентов
С-400 против дронов: может ли Россия держать удар
С-400 против дронов: может ли Россия держать удар
С-400 против дронов: может ли Россия держать удар
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Модернизируешь экономику – готовься на выход
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Канада отказалась ехать в Россию на Кубок мира по биатлону
Канада отказалась ехать в Россию на Кубок мира по биатлону
Евгений Федоров: США раскупили всю Россию и пишут нам законы
"Вы вообще нормальные люди?": 10 ярких цитат из пресс-конференции Путина
Военный аргумент: богатства Арктики прикроет "Илья Муромец"
Из живота грузинки достали ржавый пинцет, забытый 25 лет назад

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры