Скиталец морей

75-летний англичанин предпочел полную опасностей и приключений жизнь на море спокойному пенсионному отдыху на берегу
Найти на акватории Золотого Рога миниатюрную ярко-желтую яхточку "Наяда" под британским и российским флагами оказалось значительно легче, чем встретиться с ее хозяином. Уже во время поздневечерней беседы с Джоном за чашкой кофе на борту его суденышка — эдакой миниатюрной "Принцессы" для одного конкретного пенсионера — выяснилось, что за прошедший длинный июньский день святой Троицы он успел выспаться "после ну очень позднего ужина с новыми русскими друзьями", перегнать яхту из МГУ в "7 футов", совершить деловой променад по городу, связаться по телефону и интернету с Америкой и Англией, пообедать и даже посетить кинотеатр "Океан", где с удовольствием посмотрел "Фанфан-Тюльпан" - ремикс фильма своей молодости.

- Вы к нам надолго или только чаю попить?

- Заход деловой — есть поломка, в Пусане запчастей не нашел, заказал в США, здесь жду их доставки, чтобы потом в режиме "нон-стоп" дней за 80 пройти 5 тысяч миль до канадского Ванкувера.

- Не скучно — годами один среди океана?

- О, нет, мне хорошо! Мне хорошо везде: в море, океане, на берегу небольшой бухточки какого-нибудь острова в Тихом океане или в порту современного мегаполиса. В море я дома. Есть время вспомнить жизнь, подумать, почитать, послушать музыку, даже вволю поспать. Есть время и на хобби — приготовление блюд индийской, французской и корейской кухонь и их поедание. Хотя я неприхотлив — с молодости завтракаю только мюсли, в море обычно ем спагетти и консервы.

Рыбу ем только на берегу — в море они мои друзья.

Яхту задумывал и построил с помощью друга-голландца так, чтобы это был мой дом, чтобы не требовалось много времени на ее обслуживание: все автоматизировано, есть камбуз, душ, туалет, кровать, компьютер, спутниковые радио и навигация. Все это обошлось в 150 тысяч долларов — накопления всей жизни.

- Какой вы нашли у нас во Владивостоке Россию, которую увидели через 45 лет после первого визита?

- Железный занавес между вами и миром рухнул недавно, и всего за несколько лет произошли колоссальные изменения. Даже здесь, на окраине страны, много прекрасных зданий и улиц, великолепная Корабельная набережная, на которой бережно сохраняется военная субмарина. Вокруг меня — дорогие катера и яхты, на которых я вижу счастливых горожан, в магазинах — обилие качественных западных товаров и продуктов, на улицах — огромное количество автомобилей и искренне смеющихся детей. Я был в кино — это прекрасный зал европейского уровня с отличными акустикой и экраном. Хорошие рестораны с отличной русской едой, по которой я успел соскучиться.

- Борщ, разумеется?..

- О, нет — гречневая каша и замечательный бефстроганоф!

- Вы сталкивались во время службы на флоте Ее Величества с советскими моряками-подводниками?

- С моряками — да, с подводниками — нет. Моя служба подводника была важна и не совсем обычна — я командовал инструкторским экипажем, на нашей субмарине обучались экипажи флотов НАТО из Англии, Голландии, Дании и ФРГ. Это было очень сложное время — я должен был за считанные мгновения в море или под водой вычислить последствия любого действия или команды стажеров для субмарины и ее экипажа. Потом я немножко учился русскому языку и два года служил в России, где был немножко дипломат и разведчик, а также личный враг вашего премьера Никиты Хрущева.

- Даже так?

- Я не был знаком с ним во время его визита на коронацию Елизаветы в Англию в 1956 году на крейсере "Орджоникидзе", когда на его борту была совершена попытка диверсии английскими подводными коммандос. Но я в то время исполнял обязанности офицера связи с английскими кораблями, которые были ошвартованы рядом с "Орджоникидзе", — так случилось, что был на его борту незадолго до обнаружения боевого пловца под днищем крейсера, был и после, когда на крейсере и в воде работали ваши легководолазы. А в 1958 году во время приема Хрущева в нашем посольстве премьер-министром Макмилланом меня представили вашему лидеру, как и всех прочих дипломатов. И тогда, подойдя ко мне вплотную, Хрущев неожиданно резко сказал: "Таких, как вы, нельзя пускать в Россию — которые подныривают под наш флот..." Он все больше распалялся, яростно говорил еще что-то... Я был просто в шоке! Тут подскочил наш посол, успокоил меня и быстро отправил с поручением долой с глаз Хрущева. Позднее мне рассказали, что КГБ, докладывая ему о диверсии, особо акцентировало внимание на моем присутствии на борту "Орджоникидзе". Хрущев хорошо запомнил мою фамилию и меня, мы встречались еще несколько раз, и он внимательно следил за мной во время приемов.

- Семь лет непрерывного путешествия — вы на берегу-то живете хоть иногда?

- Практически нет. Даже во время стоянки в порту я живу на яхте, где есть все для моего удобства и спокойствия. Правда, три года назад у меня заболело сердце — в Австралии врачи потребовали сделать операцию, и после нее я три месяца жил в Англии. Потом врачи снова меня осмотрели и навсегда запретили сигареты, моря и яхту.

Но я не послушался их совета, и вот я здесь, во Владивостоке, на борту своей любимицы, курю и беседую с вами...

Справка "Н"

Джон Девенпорт родился в Индии. В начале 1945 года 17-летним юношей поступил в ВМС Великобритании, участвовал в боях с Японией. Воевал до победного конца — "до большого бум-м-м-м американцев в Хиросиме и Нагасаки". После войны сделал успешную карьеру флотского офицера, служил на дизельной ПЛ штурманом, старпомом, командиром, был помощником военно-морского атташе Великобритании в СССР, командиром фрегата "Наяда", в честь которого и назвал свою яхту. За время службы выучил русский, французский, испанский и голландский языки. После отставки занимался бизнесом, последние 12 лет сухопутной жизни жил в Голландии, откуда семь лет назад вышел в непрерывную кругосветку. Был трижды женат, однако его родным домом стал океан. В Англии живут его сын, дочь и три внучки, с которыми дед переписывается по интернету во время заходов в порты и города мира. Владивосток — порт 46 страны мира, которую посетил английский яхтсмен.

Василий Буслаев, "Н"

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить