Зачем России Антарктида?

Среди льдов и пингвинов провёл полтора года наш земляк, поседевший там от пережитого в свои тогдашние 24 года...

Зачем России Антарктида?

13 февраля 1956 года, вслед за извечными соперниками — англичанами и американцами, на станции "Мирная" начала работать 1-я Советская антарктическая экспедиция (САЭ). Это не удивительно: шестой континент — огромный склад НЗ для населения земли, сверхбогатый месторождениями угля, нефти и газа, золотом, алмазами и драгоценными камнями; здесь в виде льда хранится треть (!) мирового запаса пресной воды. Понятно, что в будущем приоритетное право на недра, воду и территорию континента будут иметь те, кто первыми застолбил здесь куски пожирнее. Поэтому в разное время в Антарктиде работали полярники США, Англии, Франции, Японии, ЮАР, обеих Германий, индусы, скандинавы и канадцы. В глубине континента — на Южном полюсе — работают только американская станция "Амундсен-Скотт", и на полюсе холода, где в 1960-х была зафиксирована температура минус 89,2 градуса Цельсия, — российская станция "Восток". Сейчас в Антарктиде сохранились пять из 15 советских станций, на которых сейчас зимует 48-я, уже российская, антарктическая экспедиция.

В истории этих экспедиций было много великого, смешного, ужасного и впервые совершенного человеком на пределе возможностей. 20 лет назад свидетелем небольшого кусочка этой антарктической истории был наш земляк.

У советских — собственная гордость

- Тянуло на подвиги. Все однокашники рванули за опытом в деревни — в центральные райбольницы, а я вот пошел в моря. Ждал судна. Светил малый, но денежный каботаж на Камчатку, Чукотку и в Певек. Мечталось, конечно, о валютных рейсах в Америку и Азию, личном джинсовом рае, кейсе с дефицитными пластами "Пинк Флойд" и походах за виски и жвачкой с карманом чеков в "Альбатрос". Но кадрам ДВМП дали команду формировать экипаж дизель-электрохода "Капитан Мышевский" для участия в 28-й советской антарктической экспедиции. Все пароходские врачи — лето же! — в рейсах или отпусках! А в экспедицию нужен только хирург, и, кроме меня, — никого. Так чисто случайно я в 24 года и попал в списки зимовщиков. Причем молодой же был, зеленый! — про Антарктиду в ужасе услышал лишь 25 июля 1982 года — после того как "Мышевский" вышел из Владивостока и взял курс на север. Я-то думал в полуторагодовую загранку иду...


- Антарктида, по-моему, вообще-то на юге...

- А у советских собственная гордость — мы ходили на юг севморпутем! Кругосветку совершали. Заодно везли в Певек, Тикси, Архангельск и Мурманск генгрузы, потом в Ленинграде загружали снаряжение и экспедицию, списывали морально неустойчивых и два месяца шли в Антарктиду вдоль Европы и Америк.

- А почему из Владивостока?

- Потому что в Антарктиду на кораблях ходят только русские! Весь мир вот уже 50 лет исследует шестой континент с воздуха. И только через пять месяцев после отхода, 27 декабря 1982-го, "Мышевский", лавируя между айсбергами моря Уэдделла, подошел к земле Королевы Мод и начал выгрузку экспедиции на припай.

72 градуса ниже нуля

- Полярники болеют?

- Бич длительных полярных экспедиций — травмы. И психологическая усталость, от которой крыша едет часто и у многих. Но эти проблемы начинаются у врача позже, когда организмы человеков подустают от экстрима Антарктиды. Причем на советских станциях в составе экспедиций были свои врачи, как правило, двое — это после того как в 1961 году врачу 6-й САЭ пришлось самому себе аппендицит удалять. Я полгода развозил на вездеходе по всем станциям запасы медоборудования и лекарств, вылетал на ЧП как хирург, ну, и лечил экипаж судна. Дело в том, что в течение всего полярного дня "Мышевский" оставался у берегов шестого континента, проводил для военных исследования гидрологии, а в случае нужды подходил к припаю — для решения технических вопросов будущей зимовки или приемки пострадавших. Экипировали нас, должен сказать, — как в космос. Я заказывал — по последним медицинским справочникам СССР и Европы, заметь, — лучшее. Помню, с каким восторгом рассматривал суперхирургические инструменты подплава, оборудование моего плавучего госпиталя.

- ЧП в Антарктиде — это рок?

- Скорее извечное русское разгильдяйство. Масса полярников сгорела в балках при пожарах, замерзла после них без жилья и топлива, умерла от элементарной простуды. Много травм: взрываются движки, техника мгновенно проваливается в глубоченные трещины, а переломанный человек еще жив и два-три дня просит о помощи. У меня был жуткий случай: прооперировали мы полярнику аппендицит, подлечили, а при выгрузке на берег летчики уронили его на припай. Насмерть! Трос обломился от холода... Хотя наша экспедиция считалась удачной: привезли мы в Питер лишь полдюжины "грузов 200".

А я в первый и последний рейс в Антарктиду поседел за одну ночь. На выходе из залива "Мышевский" - обычное дело, так погибло несколько советских судов, — затерло льдами, выжало из воды, судно легло бортом на многометровой толщины торосы. Экспедицию и экипаж спешно эвакуировали воздухом на припай, на судне остались капитан, аварийная бригада, в составе которой был и доктор, то есть я. Нет тепла, нет света, нет воды. Лежим на боку, слушаем треск корпуса, ждем конца — когда "Мышевский" сомнет торосами и он навсегда уйдет под воду... Неожиданно — случай уникальный! — лед разошелся именно под днищем судна, оно снова встало на ровный киль, мы запустили двигатели и по чистой воде выскочили из ледяного плена. В газетах, конечно, об этом тогда не сообщалось. А я утром глянул в зеркало — и увидел свою совсем седую голову!

Водка — лучший релаксатор

- Какое впечатление производит Антарктида на новичка?

- Сначала жутко давит и грузит психологически: этот вечный день, это суперсолнце на фоне безумно низких температур и сбивающего с ног ветра, эта валяющаяся по припаю брошенная техника, жилье-балки, горы механического мусора... Плюс жестко расписанное время каждого полярника: разгрузки, научные наблюдения, еда, сон — и так каждый день. Расслаблялись русские лишь водкой и американскими фильмами. Водка — главный антарктический релаксатор. Ее много, потому что научные скважины к центру земли бурильщики заливают тоннами спирта. Ее пьют все, хотя на станциях царят жесткий сухой закон и замполиты с парторгами, которые, впрочем, тоже люди и тоже пьют. Водку в Антарктиде закусывают — еды много, и она, как и водка, — качественная. Например, у нас на припае стояли два двадцатифутовых контейнера с сервелатом, деликатесами и копченостями — подогнали ученые-финны. В свободное время полярники спят, трезвея, или смотрят трофейное кино. Американцы тогда уже переходили на видео и везли нам свои списанные киноленты: "Крестный отец", "Однажды в Америке", "Таксист", "Рембо", мультики — просто тоннами!

Выручают и спасают от депрессии пингвины, на них можно смотреть часами! Кстати, удивительные создания: в многотысячном сообществе есть свои мэры, сэры и пэры, свои полицейские, которые следят за порядком и пингвиньей очередностью грева внутри стаи, охотники и загонщики рыбы, камикадзе, уводящие от детенышей касатку... У них есть разум — на моих глазах от отчаяния утопился пингвин, лапа которого застряла в консервной банке, пугавшей лязгом пингвинят стаи! Есть в каждой стае свои бомжи и бездельники — эти прибиваются к людям и живут рядом с ними.

- Что такое полярник?

- Это человек-лайка, умирающий от тоски в большом городе. В Антарктиде — он дома и при деле. А дома не может жить нормальной жизнью — опять пьет и ждет очередного рейса в белое безмолвие.

Самый южный аборт

Со времени экспедиции прошло 20 лет, Олег давно и успешно работает в бизнесе, оброс деловыми связями, но до сих пор его как классного врача помнят и любят моряки. Пока мы общались на кухне его новой квартиры и уговаривали полбанки, ему десятки раз звонили и просили врачебного совета.

- Олег, а веселое, смешное, необычное с тобой в Антарктиде было?

- Было, только связано с клятвой Гиппократа... Давай я тебе лучше типа байку расскажу. У одного молодого врача поход в Антарктиду начался... секс-терапией — на подходе к морю Уэдделла на судне залетела молодая уборщица. Капитан врачу тет-а-тет пообещал массу преференций и льгот — только не погуби, а то ее с судна рожать в Союз за мой счет снимут, а меня из партии турнут за моральное разложение коллектива. Так что сделал врач самый южный в мире аборт — аж на 78-м градусе южной широты! Фамилию врача не спрашивай, ладно?..

Василий Буслаев, "Ежедневные НОВОСТИ. Владивосток"

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *