Итоги дней немецко-русской культуры

Зачем я здесь? Завершились дни немецко-русской культуры. Вашему вниманию предлагается небольшой обзор "дней...". Каждый год организаторами дней задается какая-то тема. В этом году темой был совсем не риторический вопрос: "Зачем я здесь?"
"Дни..." начались с открытия немецкого информационного центра в научной библиотеке и концерта квартета musica altera там же. Теперь каждый хабаровчанин, интересующийся немецкой историей и культурой, может воспользоваться совершенно бесплатными услугами этого центра.

Из других общедоступных мероприятий наиболее любопытными были немецкие фильмы и театральные спектакли. Если в том году фильмы тема — проблемы сосуществования двух Германий, ФРГ и ГДР, то в этом году тематика аполитическая проблемы немецкой молодежи. Кстати, оба фильма "Виктор Фогель. Король рекламы" и "Тариф на лунный свет" перекликаются между собой — и там и там речь идет по большому счету о рекламе. Так и хочется выдвинуть лозунг — реклама — двигатель немецкой культуры. Cудите сами:

"Виктор Фогель. Король рекламы" - молодой человек неопределенных занятий и еще менее определенной наружности (Александер Шеер) внаглую проникает на заседание совета директоров крупного рекламного агентства и, ляпнув в нужный момент нужную глупость, выживает надутого артдиректора и получает 80-миллионный контракт от компании Opel. В тот же вечер Виктор знакомится с непристроенной современной художницей Розой (Чулпан Хаматова), у которой много идей, но нет своего проекта. Вместе они замышляют видеоинсталляцию "Охота", которая покорит всех кураторов всех биеннале: она будет с луком охотиться на продукты в супермаркете, а он будет ее снимать. Несколько дней спустя обнаружив, что никаких идей для Opel у него нет, самозванец продает идею "Охоты" рекламщикам. Теперь ему придется выбирать между карьерой и любимой, между бизнесом и современным искусством.

Отзывы о фильме: "Фильм безупречен для безработных: сюжет "из грязи в князи" способен вселить надежду даже в самые отчаявшиеся души. Еще он актуален для рекламистов: почему бы не сравнить отечественный и зарубежный опыт? Он может заинтересовать посетителей арт-галерей и креативщиков всех рангов и мастей."

Фильм о молодом рекламисте, по сути, сам является огромным рекламным роликом нового кара от Опеля — Opel Astra N-Joy.

В фильме есть одна рекламная находка, после которой в зале "Совкино" (!) устроили овацию. Кто смотрел, меня поймет, а кто не смотрел, пересказывать бессмысленно.

Другой фильм "Тариф на лунный свет" про одинокую женщину, рекламного фотографа. Впрочем, о ее профессии упоминается вскользь. Весь фильм главная героиня Кора Хюбш (фамилия говорящая — что-то типа Коры Симпатяги) занята сжиганием жира и любовными переживаниями. Ей 30 лет, и она, как водится, влюблена в симпатягу-доктора по имени Даниэль Хоффман (Тим Бергманн). Симпатяга упорно не звонит. Чувство вдохновляет Кору на разные подвиги, например, дает ей силы полтора часа экранного времени фонтанировать рекламными слоганами. "Когда я жду звонка, я нервничаю. Когда я нервничаю, я ем мороженое. Вау, мое любимое мороженое с нежной начинкой и в тонкой глазури из...". Картину дополняют умные советы подруг-наставниц о том, как найти и соблазнить мужчину-мечту.

Каждый год организаторы "дней..." привозят в Хабаровск комсомольский театр "КНаМ". В этом году комсомольчане показали небольшой спектакль — балет "Пространство для сна". Эта постановка без слов длится всего час. Два актера — С. Бурлак и И. Голубева играют людей-роботов, включенных в конвейер жизни.

Робот-мужчина и робот-женщина мерно идут на работу, механически работают под музыку факсов, телефонов, пишущих машинок... У конвейера есть перерыв на обед и свободное время после работы, люди-роботы машинально смотрят дурацкий фильм, ложатся спать. В пространстве сна манекены пытаются освободиться от пут монотонности, винтики механизма хотят "выйти из строя", марионетки бунтуют... но противно пищащий будильник прерывает эти попытки. И все-таки что-то изменилось, даже попытка освобождения делает тебя другим, начинается сбой в конвейере.

Это очень светлый спектакль со счастливым концом — герои обретают свободу дважды — первый раз во сне, но тогда звук будильника становится катастрофой. И второй раз — полет свободы наяву. Каскад прыжков — и вот это уже не роботы, а красивые мужчина и женщина, свободные в своей любви. Они нашли себя, нашли друг друга, купаясь в океане чувств и захлебываясь новыми ощущениями. Как символ освобождения и возрождения из двух людей образуется бабочка.

Хабаровское творческое объединение "Силленсиум" представило радиохэппенинг на тему "Вклад немецкой музыки в развитие мировой культуры".

Малочисленная, несмотря на бесплатность мероприятия, публика, состоявшая наполовину из прессы, наполовину из организаторов разместилась за столиками, взирая на стильно ободранную стену с дырками от пуль и предвкушая нечто андеграундное. Начало было бойким — пробиваясь через эфирные шумы, зазвучали голоса ведущих подпольной программы "Пятое сопротивление" (этакая смесь движения сопротивления с пятой колонной). Желающие могли позвонить в студию и задать вопрос. Заставкой передачи послужил "полет валькирий" из оперы "Нибелунги". Вряд ли реальные бойцы сопротивления фашизму ставили в эфир любимого композитора Гитлера, но, говоря про немецкую музыку просто неприлично было не упомянуть Вагнера.

Потом без всякого перехода перешли к рассказу о "буржуазной и сытой" (по словам ведущих) группе "CAN" - опьяняющий бархатистый вокал пел песенки из фильмов с участием Марлен Дитрих. Но долгое перечисление заслуг коллектива, поиск нужного трека, перебранка ди-джеев утомили уже через полчаса. Далее потянулся нудный обзор немецкой электронной музыки. "Саморазрушающиеся новостройки" (Еinsturzende Neubauten) полностью оправдывают свое название — крик кошки, пришибленной упавшей балкой, скрип крана, лязг цепей, мат немецкого монтажника,- вот вклад этой группы в мировую музыку. Laibach, Von Thronstal, Клаус Шульц — все эти представители продвинутой клубной культуры утомили настолько, что народ потребовал "Раммштайн". Эстетское транслирование закончилось рекламой музыкального магазина, предоставившего аппаратуру и диски.

Идея была очень привлекательной — создать атмосферу настоящего, живого радиоэфира, познакомить со знаковыми фигурами немецкой музыки. Но между идеей и ее реализацией такая же огромная разница как между женским рисунком Пикассо и натурщицей. Ориентация только на аудиальное восприятие подразумевает повышенные требования к содержанию, драматургии передачи, которая в данном случае почти полностью отсутствовала. Эклектика не превратилась в синтез. Хотя диск группы "Кэн" я все-таки куплю.

В рамках "Дней..." "Белый театр" показал премьерный спектакль "Дзинь". Пожалуй, это мое самое сильное впечатление от "Дней...". Как известно "Белый театр", состоящий из двух актеров и привечающий "импортных" авторов, на этот раз изменил своим традициям — поставил пьесу советского драматурга Е. Харитонова, и играли ее вшестером.

Постановка выше всяких похвал — умная, парадоксальная, с разговором на вечные темы — не успеваешь задуматься над одной темой, а на тебя обрушивается другая, и так до конца спектакля пребываешь в ошарашенном состоянии.

Актеры честно пытаются играть сказку "городок в табакерке" (колокольчики-молоточки), но постоянно отвлекаются на лирические отступления. То поиграют в игру "угадай, кто я", то расскажут философскую притчу про женщину-змею, то споют мини-оперу про слесаря, которому зря дали рубль, а он не починил табакерку. А потом и вовсе выясняется, что все мы в этой жизни колокольчики. Напоследок преподносится маленький подарок зрителям: "техника мечты" - любую плохую историю рассказываете с финала и получается сказка со счастливым концом.

Постановки театра "Триада" "Ночной полет" и "Первый раунд" уже хорошо знакомы хабаровским зрителям, поэтому не буду останавливаться на них подробно.

Закончились дни немецко-русской культуры классически: концертом симфонического оркестра в обновленной филармонии и награждением победителей конкурса школьных сочинений "Зачем я здесь...".

Надо отметить, что с каждым годом "дни..." становятся все интереснее и разнообразнее и все больше народу посещает их. С нетерпением ждем новых "дней...", новых встреч, новых впечатлений.

А. Селезнева

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках, Google+...

Районный суд города Грозный рассмотрел и удовлетворил иск прокуратуры Чеченской Республики к «Газпром межрегионгаз Грозный», в котором была указана необходимость снятия с населения долга суммой более 9 миллиардов рублей за использование природного газа.

Жителям Чечни списали все долги за газ из-за угрозы протестов
Комментарии
Порошенко грабит и лжет, поэтому ему не переизбраться президентом
США задействуют Украину для давления на Европу
Белоруссия отрицает обвинения в заправке украинских танков
Украинский министр объяснил, зачем Киев закупает российскую нефть через Белоруссию
В регионах начали продавать яйца поштучно для небогатых покупателей
Какое политическое убежище? Бойко - не Сноуден
Журналистку из Финляндии расстроил вкус российских продуктов
В Болгарии требуют устранить "российскую угрозу"
Журналистку из Финляндии расстроил вкус российских продуктов
Владимир Путин возглавил рейтинг доверия населения политикам
Журналистку из Финляндии расстроил вкус российских продуктов
Журналистку из Финляндии расстроил вкус российских продуктов
Российский писатель извинился перед Грузией за посещение Абхазии
Журналистку из Финляндии расстроил вкус российских продуктов
Живущая за счет мигрантов Киргизия начала борьбу с русским языком
Живущая за счет мигрантов Киргизия начала борьбу с русским языком
Живущая за счет мигрантов Киргизия начала борьбу с русским языком
Живущая за счет мигрантов Киргизия начала борьбу с русским языком
Журналистку из Финляндии расстроил вкус российских продуктов
Журналистку из Финляндии расстроил вкус российских продуктов
Живущая за счет мигрантов Киргизия начала борьбу с русским языком